Каждый день в соцсетях появляется информация о найденных или нуждающихся в помощи животных. И каждый раз кажется, нет предела человеческой жестокости. К счастью, есть люди, которые творят чудеса круглый год. Это зоозащитники да и просто добрые люди, спасающие кошек и собак на улицах региона. Но как сделать, чтобы страдающих животных стало меньше?
Покалечили или бросили
Ежегодно в Твери волонтёры помогают найти дом почти тысяче бездомных собак и кошек, а также оказывают бедолагам ветеринарную помощь. Вот лишь часть историй за 2024 год. В деревне Старая Константиновка какой-то изверг стрелял в бездомную беременную кошку, которую любили и подкармливали всей округой. К людям животное приползло с множественными травмами, а в ветеринарной клинике потом вытащили три пули.
Похожая история произошла в Осташкове, и тоже с котом-«бомжом». Он появился на пороге многоквартирного дома в надежде, что обретёт спокойную и сытую жизнь. Скитальца хоть и не «прописали», но ласкали и кормили. Однажды кот исчез, а через некоторое время появился, едва передвигаясь и волоча лапу, из которой торчала кость.
Изувеченного пушистика отправили в Торжок на операцию, которая длилась три часа. Хирург сообщил, что кота ударили. Раненую лапу буквально собирали по частям. Операция обошлась в 20 тыс. рублей, однако зоозащитники, бросив клич народу, собрали сумму за один день.
Настрадался и в то же время родился в рубашке котёнок, спасшийся при пожаре в бытовке одного из тверских предприятий в середине декабря. Он три дня выживал на морозе голодным, с сильнейшими ожогами. «Шерсть и усы почти сгорели. Когти наполовину расплавились, подушечки лапок обожжены до мяса. Животное страдает от боли и шока», – рассказали волонтёры. Котёнку, которого назвали Йорми, предстоят длительное лечение и особый уход. За его здоровьем пристально следят.
«Часть бездомных собак и кошек когда-то были домашними. Но они разонравились или надоели своим хозяевам, и их выбросили. Увы, в России не до конца выстроена система работы с домашними животными», – говорят в тверской Инициативной группе по защите животных.
Чего только стоит история кота-британца, которого выбросили в деревне под Тверью. Неприспособленный для улицы, он пытался выживать в подвалах. Сильно похудел, шерсть свалялась, глаз распух и выпирал из глазницы. Или история кошки Зины: её нашли с сильным истощением во Дворе Пролетарки в Твери. Она почти не могла дышать, не ела и не пила несколько дней, пряталась в выброшенной кем-то детской палатке. Лишь после капельниц и промываний Зина поела впервые за много дней.
К счастью, хлебнувшие лиха животные нередко обретают дом. Долматинца Макса, жившего привязанным к оконной решётке в грязной захламлённой квартире с больной хозяйкой, «усыновила» женщина по имени Елена. А под Новый год любящую семью нашёл полностью слепой белоснежный котёнок Творожок, спасённый ещё в марте на трассе М-10. Но каких усилий всё это стоит?
Чья ответственность?
«Да, наше общество ещё не совсем цивилизованное, но то, что оно продвигается по этому пути, доказывают, например, такие факты, как рост ветериарных услуг и продаж товаров по уходу за животными. Если 30-40 лет назад собак почти не прививали от бешенства, то сейчас это стало нормой. Нужно и дальше повышать культуру владения домашними питомцами: привлекать внимание к этому вопросу, проводить акции, снимать видеоролики, делать наружную рекламу.
Прекрасно, когда пример доброго отношения к животным подают лидеры общественного мнения. Так, мэр Москвы Сергей Собянин взял собаку из приюта, а у председателя Тверской гордумы Евгения Пичуева живут две дворняги, подобранные им на улице. Одна из них была с перебитой лапой, – говорит депутат Тверской городской Думы, инициатор создания муниципального приюта для безнадзорных животных Дмитрий Нечаев. – Нужно ли ужесточать наказание за ненадлежащее обращение с животными? Да, но это работает только в отношении вменяемых людей.
Увы, живодёров с нарушенной психикой мало что останавливает. Дело осложняется тем, что установить личность преступника зачастую очень сложно. Я сам дважды обращался в полицию по таким случаям, но никого в итоге не поймали и не наказали».
Что касается мер со стороны государства, то эксперт отметил необходимость укреплять материально-техническую базу приютов, находить средства на их содержание, отлов и вакцинацию бездомных животных. «И конечно, нельзя допускать, чтобы общество скатывалось обратно в варварство. Я имею в виду попытку некоторых регионов добиться разрешения на отстрел собак, так как местные власти не выполнили федеральный закон № 498, то есть не построили у себя приюты», – уточнил Дмитрий Нечаев.
На самом деле ответственность за жестокое обращение с животными предусматривает статья 245 Уголовного кодекса РФ. Но на практике, как говорят зоозащитники, огромное количество случаев под её действие не попадает. Да и сама статья написана так, что её можно трактовать по-разному. Поэтому в большинстве случаев такие дела, даже если их заводят, летят в урну.
Кстати
Самой трогательной историей прошлого года стала, пожалуй, дружба пса и кота. Последнего нашли у посёлка Никифоровское на окраине Твери с больной лапой и раной на теле. Каково же было удивление, когда оказалось, что за изувеченным четвероногим присматривает собака! Она грела его, вылизывала раны. Когда зоозащитники забрали кота на лечение, пёс ещё долго скучал по своему другу, но потом вернулся домой. Тем временем кота Павла, так его назвали, прооперировали. Лапку и хвост пришлось ампутировать, но Павел уже адаптировался.