В Тверской области впору составлять карту зловония. Почувствовали смрад от свалки – вы подъезжаете к Твери, запахло навозом – к Бежецку, потянуло свежим клеем – скоро Торжок. Ну а если воняет комбикормом – вы в центре областной столицы.
Бизнес с душком
Из вредных веществ в нашем воздухе больше всего пыли, а также диоксидов азота, оксидов углерода, бензапирена. Таковы данные Тверского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Половину всех выбросов в атмосферу осуществляет транспорт. Почти треть вредных примесей – на счету предприятий.
Филиал ООО «СТОД» в Торжке – Завод «Талион Терра» – стал для новоторов настоящей головной болью. Куда только не жаловались люди. В 2017 году свой крик души они адресовали даже Владимиру Путину.
«Нас травят годами. Постоянные выбросы едкого дыма не дают вести полноценный образ жизни: с комфортом гулять с детьми, открывать в домах окна. Мы задыхаемся», – жалуется жительница Торжка Екатерина Фёдорова.
На предприятие по переработке древесины выезжали представители прокуратуры, в том числе и природоохранной, а также Росприроднадзора. Завод не раз штрафовали за нарушение природоохранного законодательства. Но не за запах. Тем не менее в Торжке уже фиксировали превышенные концентрации бензапирена и формальдегида. Данные об этом публиковал Тверской центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Основные «поставщики» бензапирена – производства, где идут процессы горения, а формальдегида – заводы, использующие смолы при изготовлении стройматериалов либо изделий из древесины. О влиянии канцерогенов на здоровье едва ли стоит напоминать. Они накапливаются в организме и могут заявить о себе даже в последующих поколениях.
В Бежецкий район отвратительный запах пришёл вместе с крупным инвестором – животноводческим и мясоперерабатывающим комплексом «Коралл».
«Когда дует ветер, вонь от навоза разносится на многие километры вокруг. Я переехала в Бежецк в поисках уютного уголка, где можно встретить старость. Но в итоге бежала отсюда в Тверь к дочери. Когда запахло свиньями, жильё серьёзно подешевело, – вспоминает пенсионерка Галина Симакова. – Даже дачники, приезжающие сюда отдохнуть от столичного смога, возвращаются в Москву».
Но несмотря на жалобы, заводы продолжают работать.
Практика показывает, что надзорные органы не всегда могут повлиять на ситуацию. Два года назад по решению суда Московского района Твери Тверской мелькомбинат должен был перестать отравлять воздух. Но вонь и ныне там.
«Едкий запах комбикорма уже ассоциируется у меня с родным домом. Сколько мы будем им ещё дышать? – задаётся вопросом житель улицы Вагжанова Виктор Новиков. – Ладно, мы – взрослые. Рядом с комбинатом расположен стадион «Юность», где тренируются дети, будущие футболисты. Вот и представьте, чем они дышат во время бега, когда открывается глубокое дыхание».
Травля по лимиту
При этом практически все отходы в окружающую среду предприятия выбрасывают законно – в рамках утверждённых лимитов. За это они платят деньги. Только за выбросы опасных веществ в воздух в позапрошлом году бизнес региона отдал порядка 10 млн 600 тыс. рублей. Но кто компенсирует гражданам вред для здоровья? По данным Тверского управления Роспотребнадзора, заболеваемость органов дыхания среди детей растёт: за год число астматиков увеличилось на 28%. Тверь, Торжокский и Бежецкий районы наряду с Бологовским, Пеновским и Кимрским относятся к «территориям риска».