Капитальное отставание. Почему в Тверской области проблемы с ремонтом домов

Ольга Блажнова / АиФ

Девять лет назад в Тверской области приняли региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов на 30 лет. И вот что мы имеем сегодня. В Селижарово кровли будут ремонтировать по суду. В Кимрах пришлось через суд заставлять региональный Фонд капремонта провести повторный ремонт двух крыш. В Твери возбудили уголовное дело о подделке подписей собственников под актом приёмки работ…

   
   

Что происходит и кто в этом виноват? Об этом мы поговорили с руководителем Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Тверской области Еленой Юлегиной.

Не хватает денег?

Денис Кузнецов, tver.aif.ru: Елена Евгеньевна, региональная программа капремонта не выполняется?

Елена Юлегина: Катастрофически. До 2043 года во всех 10 245 многоквартирных домах региона должны пройти в среднем 10 видов капремонта: кровли, фасадов, подвалов, труб и т.д., а некоторые – не по одному разу. Минимум 10 тысяч видов работ. Минуло десять лет. За это время один-два вида капремонта выполнены в 1622 домах, что составляет чуть больше 15% от общего числа домов и около 2-3% с учётом видов работ. Капремонты в регионе проводят по краткосрочному плану, значительно урезанному по сравнению с программой. Но даже он не выполняется: на 1 декабря 2022 г. по нему отремонтировали лишь 61% домов.

– Почему так происходит?

– Вопреки закону, не все дома из программы капремонта включаются в краткосрочный план. Ежемесячных взносов собственников многоквартирных домов на выполнение программы в полном объёме не хватит. При этом Фонд капремонта отчитывается, что жители очень хорошо платят взносы: на начало декабря собираемость превысила 99%.

Предельная стоимость капремонта завышена. Есть примеры, когда один и тот же вид работ выполнялся и за 330 тыс. рублей, и за 1,5 миллиона. Хотелось бы знать, сколько на самом деле стоит тот или иной вид ремонта. И почему даже на завышенные расценки находится немного потенциальных подрядчиков: конкурсные процедуры срываются одна за другой. Коль желающих заработать нет, значит, строителей что-то не устраивает.    
   

– Выходит, нужно увеличивать размер ежемесячного взноса на капремонт?

– Исходя из данных Постановления регионального правительства № 614-пп от 2 ноября 2022 года «Об установлении предельной стоимости услуг и работ по капремонту общего имущества в многоквартирных домах» даже по девятиэтажкам размер взноса необходимо увеличить вдвое, а по домам от пяти этажей и ниже – ещё больше. Чтобы этого избежать, областной и муниципальные бюджеты могли бы принять в ремонте долевое участие. В Жилищном кодексе ведь не сказано, что он должен проводиться только за счёт собственников. Но в Тверской области, насколько мне известно, такой подход не практикуется.

– Какова очерёдность капремонта домов? Некоторые дома постройки 70-х годов стоят в очереди дольше, чем постройки 80-х…

– Основной критерий для формирования очерёдности – фактическое состояние домов. К тому же в 2014 году при составлении программы капремонта должны были учесть все предыдущие капитальные ремонты. А может, просто ошиблись…

С лупой на крыше

– К каким ремонтным работам у вас больше всего претензий?

– К кровлям. Возможно, это потому, что их ремонтируют чаще. Сейчас, когда многие крыши обледеневают, я рекомендую собственникам заглянуть в программу: с большой вероятностью окажется, что крышу их дома планировали отремонтировать в 2017–2020 годах, но не сделали этого. Если же её всё-таки починили, обледенение означает, что строители не утеплили чердачные перекрытия. А если всё же утеплили, то чердак неправильно эксплуатируется. Опять же, если крышу чистят ото льда топором, то надо ли удивляться, что весной она потекла.

Зато очень мало претензий по электросетям – как раз потому, что за них редко берутся. Но меня очень тревожит состояние электропроводки в домах: часто она не соответствует современной нагрузке. Это может оказаться миной замедленного действия.

– Многие жильцы готовы контролировать капремонт своего дома, но считают, что их обязательно обведут вокруг пальца.

– Профессиональный строительный контроль – одно из условий проведения капремонта. Одна из причин, почему дома с недоделками приняли в эксплуатацию, – беспринципная подпись на документах как стройконтроля, так и собственника, так и администрации. Если бы заказчик (в данном случае Фонд капремонта) подошёл к вопросу принципиально и взыскал с участников подписания акта приёмки деньги за недобросовестность, из-за чего пришлось бы вторично оплачивать работы, то другие в следующий раз поостереглись бы поставить подпись, если работа сделана плохо. Но я знаю и такой случай, когда руководитель управляющей компании буквально ночевал на крыше, пока её ремонтировали, затем с лупой в руках исследовал каждый сантиметр и не подписывал акт до тех пор, пока не убедился, что всё в порядке.

Собственники могут повлиять на результаты ремонта ещё на этапе подготовки: решением общего собрания допустить управляющую компанию к контролю выполненных работ и в обязательном порядке сделать её членом комиссии по приёмке. Как правило, она заинтересована в том, чтобы ремонт был качественным.

– Но между заказчиком, подрядчиком, стройконтролем и УК может быть коррупционная связь, в практике такие случаи бывали.

– Рецепт против коррупции всегда один: не оставаться равнодушным и не устраняться от решения возникающих проблем. И, кстати, не ждать, что за три копейки вам выполнят работ на 33 рубля: этого не случится никогда. Важно понимать: этот дом ваш, и он никому, кроме вас, не нужен.

– Но если всё же ремонт сделан плохо, что делать?

– Ответственность перед собственниками за проведение ремонта и его качество несёт Фонд капремонта, если вы платите деньги в «общий котёл». Обращайтесь в суд с требованием к фонду устранить недостатки или выполнить ремонт повторно за счёт фонда. Если надо помочь с документами для суда – обращайтесь, поможем.

Как уйти от «общего котла»?

– Можно ли не платить взносы в «общий котёл» и образовать вместо этого собственный домовой фонд капремонта?

– Можно, это и называется «спецсчёт». Все, кто захотел, копят на нём деньги с первого дня действия программы. Уйти из «общего котла» либо, наоборот, отказаться от спецсчёта можно в любой момент, приняв такое решение двумя третями голосов на общем собрании собственников. Но важно понимать, что оно годится только для домов, жильцы которых не говорят, что у них работа, дети и куча личных проблем, поэтому они не хотят заниматься протекающими крышами. Спецсчёт – это для тех, кто согласен самостоятельно и осознанно отвечать за последствия такого решения.

– А если дому не дают перейти на спецсчёт?

– По закону никто не имеет права препятствовать такому переходу. Бывает лишь две ситуации, когда он невозможен: либо при голосовании не набралось две трети голосов, либо неправильно оформлены документы. Фонд очень тщательно относится к «бюрократической» стороне вопроса, и правильно делает. Рекомендую изучить на сайте фонда инструкцию по оформлению протокола общего собрания и сделать его буква в букву, запятая в запятую.

– Возможен ли в нашей стране уход от обязательных взносов и возврат к федеральной программе капремонта жилья за бюджетный счёт?

– А зачем? В 80-е годы я работала заместителем председателя исполкома Пролетарского района. За счёт бюджета мы ремонтировали два-три дома в год. А сейчас, даже с учётом невыполнения программы, ремонтируется намного больше. Кроме того, я уже говорила, никто не мешает участвовать в капремонтах бюджетными деньгами.

Досье

Елена Юлегина. Родилась 30 августа 1948 года в Угличе. Работала инженером в объединении «Химволокно», затем заместителем председателя Пролетарского исполкома Твери, советником главы Твери, аудитором Контрольно-счётной палаты регионального Заксобрания. Руководитель областной общественной организации «Качество жизни». Награждена знаком губернатора «Во благо земли Тверской» и нагрудным знаком «За заслуги в развитии Тверской области».