Жителям Тверской области рассказали о «подводных камнях» системы ОМС

А. Дорофеев / Рисунок АиФ

Жителям Тверской области рассказали о «подводных камнях» системы ОМС (обязательного медицинского страхования). Об этом сообщают аудиторы Счётной палаты, зампредседателя Счётной палаты Галина Изотова.

   
   

Согласно 41 статьей Конституции РФ, каждый имеет право на бесплатную врачебную помощь. Причем, с 1 июля 2022 года пациенту достаточно иметь на руках только обычный паспорт.

Аудиторы Счетной палаты считают, что проблемы начинаются с того, что законом не закреплено такое понятие, как «система защиты прав застрахованных лиц в сфере ОМС».

Например, сам Фонд или его отделения не обязаны пояснять все информацию о способах, качестве и условиях предоставления медицинских услуг по полису ОМС.

В свою очередь медицинские учреждения не несут ответственность за предоставление этих услуг. Сами страховые не могут защищать пациента в суде.

Анализ Счётной палаты показал, что отстаивать свои права в основном приходится самим пострадавшим пациентам либо их родственникам.   

На что же может рассчитывать обладатель полиса ОМС? На выбор лечащего врача и учреждения (и их замену), на консилиум по своему недугу, на питание в стационаре, на облегчение боли любыми доступными препаратами и методами, на ознакомление с медицинской документаций (о себе) и получения отчета о своем состоянии здоровья. При нарушении прав можно обратиться: в территориальный фонд ОМС, страховую компанию, Росздравнадзор или прокуратуру.   

   
   

Для защиты пациентов были созданы в 2013 году координационные советы, куда вошли представители местной власти, но, подчеркивают в Счётной палате, они до сих пор носят номинальный характер и не востребованы.

Решить проблему может помочь трансформация решения совета в нормативные документы, обязательные к исполнению.

Счётная палата также выявила, что учёт жалоб пациентов на качество оказания медпомощи, нарушение сроков её ожидания, за исключением онкозаболеваний, не ведётся.

А если пациент умер в медучреждении вследствие некачественной помощи, то получить информацию и документы с результатами таких экспертиз родственникам крайне сложно. В законе не прописано чётко право страховых организаций предоставлять родственникам по их запросу такие сведения.

С 2021 года федеральные клиники стали финансироваться напрямую из Федерального фонда ОМС. Установлен и отдельный порядок получения финансирования. Это было сделано для того, чтобы повысить доступность помощи, а пациенты могли сами выбирать федеральный центр и обращаться туда самостоятельно, без направления из своей поликлиники. Ведь за помощь платит не регион, а федеральный фонд.

Если человек не может получить направление, например, для проведения операции в конкретном учреждении Тверской области, то можно обратиться в страховую. Правда, это не ускорит сроки в очереди на проведение операции. А вот если больница находится в другом округе, то тут стоит сказать, что за лечение должен платить территориальный фонд, возможно, по более высоким тарифам.

«Поэтому врачам иногда негласно запрещают выдавать такие направления, а без направления на лечение могут не принять. Безусловно, власти регионов должны повышать качество и доступность медпомощи у себя. Это непросто. Оказать административное давление на врача проще», -отмечает зампредседателя Счётной палаты Галина Изотова.

Когда люди приходят в больницу, там заводят карточки, где отражают все визиты к врачу, обследования и так далее. Всё это тщательно подсчитывается, и фонд ОМС перечисляет больнице деньги за каждое посещение и врачебную манипуляцию.   

«Поэтому надо стараться уходить с позиции бесправных просителей и требовать качественных услуг» , - заключает Изотова.