Заплатил? Судись! Как тверичан обманывают при покупке товаров и услуг

Ксения Туртыгина / АиФ

По данным регионального управления Роспотребнадзора, в 2022 году в ведомство поступило более 800 жалоб на нарушение прав потребителей. Сейчас, в преддверии Нового года, людям особенно не стоит расслабляться: в предпраздничном ажиотаже можно и деньги потерять.

   
   

Фирменное надувательство

В декабре в Твери суд принял резонансное решение по магазину крупной федеральной торговой сети спорттоваров: с него взыскали в пользу покупателя более 648 тысяч рублей. В своё время этот мужчина купил там подарочные карты почти на 300 тысяч рублей, а когда захотел воспользоваться ими, продавец сообщил, что нужный товар закончился и карты теперь недействительны. Покупатель попросил вернуть деньги, но получил отказ. На суде продавец подтвердил, что карты возврату и обмену не подлежат и что права покупателя никто не нарушил. А затем заявил, что видит в его действиях злой умысел: якобы он задумал получить крупный кэшбек на свою карту при безналичной оплате. Но юрист истца резонно заметила: закон не обязывает возвращать деньги на ту самую карту, с которой оплачивались покупки. Иск был удовлетворён лишь частично, но и присуждённой суммы вполне достаточно для того, чтобы истец мог считать себя победителем.

Среди сотен жалоб в Роспотребнадзор не все касаются покупок в магазинах. «К нам обращались, например, в связи с неисполнением договоров об оказании юридических услуг, – говорит начальник отдела защиты прав потребителей Мария Маклакова. – Как правило, полная оплата вносилась в день подписания договора, а если клиенты затем отказывались от услуг, деньги им не возвращались. У ряда продавцов вообще не было законной возможности исполнить договор. Например, они брались составить адвокатские запросы, не имея статуса адвоката, и не сообщали об этом потребителям».

К счастью, суды, куда в итоге обратились многие потерпевшие, работают чётко: в уходящем году отстоять там свои права удалось десяткам из них. Двум жителям Твери – клиентам инвестиционного и кредитного потребительского кооперативов – суд назначил компенсации: более 600 тысяч рублей и более миллиона рублей соответственно. Ситуации у мужчин одинаковые: оба польстились на высокие проценты от доходов и принесли туда свои сбережения. Когда сроки вкладов истекли, деньги им не вернули и проценты не выплатили. Представитель одного из кооперативов был краток: денег в кассе нет. На судебное заседание он не явился. Суммы компенсаций в данном случае зависели от суммы вклада, в них также вошли неустойка, проценты за пользование чужими деньгами и судебные расходы.

Ещё одна история, закончившаяся в суде, приключилась на АЗС крупного нефтетрейдера в Калининском районе. В бак автомобиля заправщик залил топливо, не соответствующее модели транспортного средства. Автотехническая экспертиза подтвердила, что из-за этого вышла из строя топливная система. Прежде чем выплатить автовладельцу почти 900 тысяч рублей (именно столько ему пришлось выложить за ремонт), продавец обжаловал это решение, но вышестоящий суд ему отказал. Итоговая сумма взыскания превысила 1,3 миллиона рублей, так как продавца ещё и оштрафовали.

160 тысяч рублей отсудила у языкового центра мать несовершеннолетней девочки, обучавшейся там английскому языку. Центр внезапно закрылся, женщина попросила вернуть остаток денег (40 тысяч рублей), но администрация учреждения предложила ей перевести остаток в счёт оплаты занятий на других курсах и назад деньги добровольно не отдала. В итоге центру пришлось заплатить ей в четыре раза больше.

Когда стоит насторожиться

В преддверии Нового года покупателям стоит быть внимательнее. Во время предпраздничного ажиотажа многие покупают товары «не глядя», особенно в интернете – лишь бы успеть. В такой ситуации можно надолго испортить себе праздник.

   
   

Начальник отдела защиты прав потребителей Мария Маклакова посоветовала, как избежать этого. Самое главное: к выбору товаров и услуг нужно отнестись осознанно, а не спонтанно. Покупая что-то в интернете, выбирать торговые площадки, проверенные временем. Внимательно изучать размещённую там информацию о товаре и продавце, убедиться, что возможна обратная связь с ним, задавать вопросы и уточнять любую информацию, которая не понятна.

Не соглашаться на дополнительные услуги, если они вам не нужны. Оказывать их «в нагрузку» продавцы не имеют права. Насторожитесь, если цена низкая: это может свидетельствовать о том, что товар фальшивый или контрафактный. И опасайтесь фишинговых сайтов: продажа товаров со скидками – лишь прикрытие, а на самом деле их создатели занимаются сбором персональных данных и сведений о платёжных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании.