Всюду вывески. Почему города Тверской области выглядят, как стихийный рынок

Денис Кузнецов / АиФ

За последние два года сразу в нескольких городах Тверской области был разработан, узаконен и внедрён собственный набор правил формирования облика зданий – его называют дизайн-кодом. Почему же внешний вид городов меняется со скрипом, разбирался журналист «АиФ в Твери».

   
   

Просто и со вкусом

Новый тренд на «правильные» вывески задала Тверь: правила размещения и оформления входных групп здесь вступили в силу в октябре 2019 года. Для начала выбрали четыре самые оживленные улицы – Советскую, Вагжанова, Трехсвятскую, Софьи Перовской – и три проспекта: Калинина, Чайковского и Тверской. Собственникам и арендаторам помещений дали год на то, чтобы они привели свои витрины и вывески в соответствие. Но уже через полгода грянула пандемия, из-за чего городские власти объявили мораторий, а затем перенесли завершение первого этапа на октябрь этого года. Теперь – всё: кто не успел или не захотел «встроиться» в дизайн-код, рискует нарваться на штрафы до 20 тысяч рублей. Правда, штрафовать будут только тех, кто сидел и продолжает сидеть сложа руки. Сейчас территория действия дизайн-кода расширяется: теперь в неё входят все основные улицы Заволжского, Московского и Пролетарского районов. В конечном итоге вся Тверь, за исключением отдалённых окраин, должна быть охвачена дизайн-кодом.

«Людям требуется простая и понятная навигация в городе. Обилие же пёстрых вывесок человек воспринимает как рекламный мусор и игнорирует его, в итоге из-за отсутствия покупателей страдает экономика, – говорит инициатор этого проекта, бывший главный архитектор Твери, а ныне советник главы города Алексей Жоголев. – Когда мы начинали, пришлось несколько раз встречаться с предпринимательским сообществом, убеждать, что город должен выглядеть прилично. Многие возражали, некоторые вообще не видели никакой выгоды от дизайн-кода».

В феврале 2020 года к Твери присоединился Ржев. Здесь взяли за основу дизайн-коды подмосковных городов, добавив туда ржевскую специфику. В отличие от Твери дизайн-код в Ржеве начал применяться сразу во всём городе. «Самые жёсткие ограничения – на объектах культурного наследия: там, например, запрещены рекламные конструкции на крышах. А самые жёсткие требования – к центральным улицам Большой Спасской и Ленина и к периметру Советской площади: здесь вывески можно размещать только из отдельных букв, без подложки, – комментирует главный архитектор Ржева Мария Орлова. – На остальных мы допускаем даже лайтбоксы – световые конструкции с большой поверхностью. Но всё зависит от конкретной среды, где вывеску хотят разместить. При этом ничто не должно закрывать внешнюю красоту здания».

В феврале нынешнего года дизайн-коды появились в Торжке и Удомле. В первом случае разработчиком выступил Всероссийский историко-этнографический музей, во втором – Агентство стратегических инициатив.

По старым правилам

К сегодняшнему дню многие предприниматели сделали входные группы элегантными, отказавшись от безумного наслоения одной информации на другую. Но проблем с внедрением дизайн-кода, тем не менее, много. В Твери попали в сложное положение те, кто накануне ввода дизайн-кода сделал новые вывески по старым правилам. «Мой магазин в зоне действия новых правил, скоро туда же попадёт и второй, но я пока не меняла ничего, потому что не потяну финансово, – рассказала нам владелица магазинов «Всё для цветов» Елена Богомолова. – Каждая конструкция стоит десятки тысяч рублей, особенности торговых точек таковы, что простенькие не подойдут. Существующие были согласованы, но дизайн-коду они не соответствуют. Если заставят менять силой, я не исключаю, что закрою бизнес».

Впрочем, есть и те, у кого нет проблем. Учредитель частного детсада в Твери Дарья Муньос сообщила нам, что уже сделала всё необходимое, а роста цен на услуги рекламных агентств не заметила. Учредитель автосервисной станции Екатерина Шабаева также поменяла вывеску, хотя её автосервис пока что за пределами зоны действия дизайн-кода. «Просто её сломало ветром, и я поняла, что код дойдет и до нас, и не стала медлить, тем более что половину расходов мне субсидировал центр «Мой бизнес», – рассказала Екатерина Шабаева.

   
   

Проблемы возникли с федеральными торговыми сетями. «Они настаивают, что их дизайн-элементы должны быть одинаковыми по всей стране, и не хотят адаптировать их к местным условиям, – говорит Алексей Жоголев. – Любой сетевой магазин должен хотя бы чуть-чуть отличаться от своих «собратьев», поскольку один находится в торговом центре, другой – в историческом здании, а третий – в здании советской постройки. Мы ведём с сетями трудный диалог, и надеюсь, со временем они поймут, что к городской эстетике нужно относиться гораздо качественнее».

Кстати

Согласно правилам дизайн-кода Твери, на входных группах исключены сверкающие конструкции, вывески с бегущей строкой, сигналящие световые стрелки и указатели, светящиеся аптечные кресты. Запрещено также размещение вывесок в окнах и заклеивание их рекламными надписями.