ВокЗАЛ ожидания. Что будет на месте железнодорожной станции в Твери

Региональный Минтранс озвучил планы по модернизации железнодорожного вокзала в Твери. Уже в этом году предложено разработать проект, по которому облик «въездных ворот» города кардинально изменится. Речь идёт о возможном сносе нынешнего вокзального павильона, замене платформы, новой организации пространства для автомобилистов и пешеходов.

   
   

Курс на модернизацию

Идея переобустройства Привокзальной площади в областном центре не нова. Впервые об этом заговорили ещё десять лет назад, когда перед зданием вокзала начали возводить храм Александра Невского. Речь шла о том, чтобы снести нынешний терминал, поскольку он заслоняет вид на вокзальное здание XIX века и портит общую композицию того нового облика, который пытались придать площади.

Затем это место решили превратить в крупный транспортно-пересадочный узел, объединив железнодорожный и автобусный вокзалы длинным крытым переходом. Стоимость проекта оценивалась ни много ни мало в 2,7 млрд рублей. Тогда действующий железнодорожный вокзал тоже собирались разрушить, а в новом отстроенном корпусе разместить кроме залов ожидания ещё и гостиницу, бизнес-центр, многоуровневую парковку. В итоге была реализована лишь та часть проекта, которая предполагала реставрацию исторического здания.

На новом этапе стоят уже другие задачи и вполне конкретные сроки. На заседании регионального правительства озвучили планы по строительству надземного перехода через пути, который соединит залинейную часть города с основной. Новый переход призван заменить аварийный пешеходный мост в Пролетарском районе. Перенос перехода ближе к вокзалу оправдан тем, что именно здесь проходит основной поток людей. Сейчас многие пассажиры просто перебегают через рельсы, рискуя при этом жизнью. Работы хотят начать уже в нынешнем строительном сезоне.

Следующий этап задуманной модернизации – обустройство в 2024 году новой платформы с навесом и развитие транспортной инфраструктуры вокруг вокзала. Ещё через год – возможный демонтаж нынешнего здания и замена его другим, более современным.

Есть, где развернуться

Несмотря на то, что разработка проектной документации должна быть завершена уже в этом году, снос действующего вокзала – вопрос дискуссионный. «Считается, что наш вокзал не удовлетворяет требованиям комфортного пребывания, что там тесно. Но возникает вопрос: зачем тогда треть здания сдали в аренду кафе быстрого питания? Я очень часто езжу на поездах и электричках и всегда предпочитаю ждать свой рейс именно в новом корпусе вокзала. Там светло, просторно, есть зелень и не так уж много людей, нельзя сказать, что зал битком набит», – говорит известный тверской архитектор Никита Маликов.

По его мнению, здание вокзала надо сохранить, модернизации требует не оно, а система переходов. «В Твери есть проблема доступа к перрону. Спускаться в подземный переход затруднительно. Если ты бежишь на «Ласточку» и у тебя только рюкзак, то это не так уж и сложно. А вот когда ты с чемоданом или с коляской, то тут возникает ряд вопросов к доступности и удобству такого решения, – продолжает Маликов. – Можно построить надземный переход с эскалаторами и траволаторами. Но здание вокзала это, опять же, не задевает. Там полно места для строительства. Не забывайте, что между вокзалом и железнодорожными путями есть огромный пустырь, который до сих пор никто не использует».

   
   

В качестве примера архитектор приводит реконструкцию вокзала в Иваново. Изначально там тоже собирались сносить старое здание. Но потом переоборудовали имеющийся корпус так, что даже высвободили большое пространство под проведение выставок, фестивалей и других культурных мероприятий.

Требует переустройства и Привокзальная площадь. «Недаром мы называем это пространство площадью, а не привокзальной парковкой. Перехватывающие стоянки для автомобилей должны находиться где-то рядом, а не прямо перед вокзалом. На то они и перехватывающие, – объясняет Никита Маликов. – Давайте честно: в аэропорту вы никогда не паркуете машину прямо у терминала. И там почему-то это никого не озадачивает. А когда речь идёт о железнодорожном вокзале, люди хотят подъезжать прямо ко входу. Я этого не понимаю».

Архитектор считает, что доступ на площадь должен быть организован лишь для такси и общественного транспорта. Причём таксистам следует давать время только на посадку-высадку пассажиров, как это практикуется в Москве. В остальном Привокзальная площадь может превратиться в красиво оформленное туристическое пространство.

Кстати

  • Современный терминал вокзала открыли летом 1991 года. В 1993 году его соединили подземным переходом с историческим зданием, построенным в 1851 году.
  • Каждые 24 часа через тверской вокзал проходят от 12 до 16 тысяч пассажиров.