Упал, распался. В Тверской области разрушаются старые мосты

Более 900 рек, свыше 15,5 тыс. км дорог общего пользования и около 3 тыс. км железных дорог обязывают наш регион иметь много мостов и путепроводов. Некоторые из них, увы, в удручающем состоянии. Есть ли шансы у них выстоять зиму – выяснял наш корреспондент.

   
   

На грани

Сложнее всего ситуация в муниципалитетах. Скромных средств, выделяемых местными бюджетами, недостаточно для ремонта многочисленных мостов, мостиков и мостков, числящихся на балансе местных администраций.

В Нелидово разрушается мост в посёлке Нивицы, входящем в черту города. Если он рухнет, улицы Ушакова и Железнодорожная будут отрезаны от города. В Бежецке проржавел железный мост через Остречину, связывающий два района, ещё на одном (на улице Большой) из-за обрушения перил пришлось закрыть с одной стороны проход для пешеходов. В Кимрах из-за обвала ливнёвок регулярно проваливается асфальт на мосту на набережной Фадеева. Яму заделывали много раз, но ситуация повторяется, а размер ямы растёт раз за разом. В деревне Денисова Горка (Бологовский округ) разрушается деревянный мост, соединяющий две её части, – это выяснил Народный фронт. Специальные службы отказываются проезжать по этой хлипкой конструкции. Чтобы машины не сползали вниз, местные жители подложили под неё бревно.

А ведь есть и бесхозные мосты! В сентябре по решению суда администрация Весьегонского округа взяла на баланс три таких моста: через реку Баскаковку на внутрипоселенческой автодороге Збрындино – Суслово, через реку Кесьму на автодороге «Подъезд к деревне Самша-2» и через реку Добрицу на дороге Никола Высока – Добрица. Вопрос в том, где теперь брать деньги на их содержание и ремонт.

Доходит до того, что жители сами чинят их. В Бологом двое местных жителей (отец и сын) привели в порядок подвесной пешеходный мост, наведённый через одноимённое озеро (приколотили доски на пробоины). Благодарность людей им не знает предела, но нужно помнить, что такие действия наказуемы. Собственник объекта может через суд заставить вернуть всё «как было», да ещё и штрафанут. В данном случае, как выяснилось уже после ремонта, мост оказался бесхозным и по требованию прокуратуры местные власти внесли его в реестр муниципальной собственности.

В Торжке местный предприниматель объявил, что оплатит из своего кармана восстановление моста через ручей Здоровец на улице Медниковых. Сейчас местные власти подбирают варианты такого партнёрства. Правда, ситуация осложняется тем, что мост находится в охранной зоне и через него проходят коммуникации.

В очереди на ремонт

На тверских участках федеральных трасс «Россия», «Балтия» и «Золотое Кольцо» ситуация иная. Как нам сообщила пресс-служба оператора этих дорог – ФКУ «Упрдор «Россия» Росавтодора, на балансе учреждения 107 мостовых сооружений в Тверской области, и нет ни одного в аварийном или предаварийном состоянии. Озабоченность вызывает только металлический мост через реку Медведицу на 1352-м километре «Золотого кольца», построенный в 1962 году. Сейчас там выставлены знаки ограничения грузоподъёмности, ремонт за счёт средств Росавтодора запланирован на 2024–2026 годы.

   
   

Что касается мостов, расположенных на дорогах регионального и межмуниципального значения, здесь не всё так гладко. Как сообщили в дирекции Территориального дорожного фонда Тверской области, в оперативном управлении у них находится 888 искусственных сооружений. По состоянию на 1 декабря 2023 года 14 из них являются аварийными, но все включены в Программу дорожных работ на 2023–2027 годы. В настоящий момент работы по строительству, реконструкции, капремонту и ремонту ведутся на 16 объектах, включая Горбатый и Западный мосты в Твери, мосты через реки Райчону (на дороге Торжок – Осташков) и Ведемью (дорога Михайловское – Власьево – Вишняково). Разработаны проекты капремонта и ремонта 11 искусственных сооружений. Основная проблема, которая приводит к износу конструкций и сокращению нормативных сроков службы, – интенсивность транспортного потока, в том числе несанкционированное движение большегрузов. Нагрузки на автодороги и мостовые переходы постоянно увеличиваются.

Есть ли шансы у муниципальных мостов тоже быть отремонтированными? Владимир Федулин, бывший замглавы областного департамента ЖКХ, уверен, что да.

«Вначале нужно провести инвентаризацию мостов местного значения, выявить бесхозные и привязать их к источнику финансирования. В это непросто поверить, но даже 80-метровый Селищенский мост в Селижаровском округе ещё 10 лет назад был бесхозным. Затем, вероятно, потребуется создать областную программу их ремонта. Но самое главное – возродить специализированную областную организацию, занимающуюся мостами, так как после ликвидации организаций «Мостотряд-19» и «Подводречстрой» у нас таковых не осталось», – сказал наш эксперт.

Кстати

В этом году прокуратура нашла минимум три опасных моста. Два из них находятся в Калязинском округе (через реку Жабню и через ручей в селе Капшино), один – в Лесном округе (через реку Полонуху).