Сорвали сроки. Почему ремонт по госконтрактам зачастую затягивается на годы

Jcomp/freepik.com / freepik.com

Наконец определился подрядчик, который до конца этого года обещает отремонтировать бассейн «Пролетарка» – едва ли не единственную площадку в Твери для официальных соревнований по плаванию. Что ж, хорошая новость. Вот только прежний подрядчик обещал это сделать ещё в прошлом году. Увы, не сложилось. И в регионе это не единичный случай.

   
   

Приплыли!

Бассейн «Пролетарка» из-за аварийного состояния закрыли пять лет назад. Это стало ударом как для профессиональных спортсменов, так и для любителей плавания: здесь занимались сотни детей и взрослых. При этом бассейн оставался одним из самых доступных по цене. Надежда на новую жизнь спорткомплекса появилась в 2022 году, когда с ООО «Компания Югстрой» заключили госконтракт на капитальный ремонт здания. Но, получив внушительный аванс – порядка 40 млн рублей – фирма, похоже, «слилась».

Теперь государственное казённое учреждение «Тверьоблстройзаказчик» пытается через арбитражный суд взыскать с нерадивого подрядчика перечисленный аванс и ещё 12 млн рублей в качестве неустойки за невыполненные обязательства.

А пока найден новый исполнитель – тверская компания «Рустехстрой Плюс». К 1 декабря фирма обязуется полностью восстановить бассейн. В этот раз цена вопроса – 67 млн рублей.

«Мы все – и спортсмены, и тренерский штаб – с нетерпением ждём открытия «Пролетарки». Нам очень не хватает этого бассейна. Нагрузка на другие бассейны выросла, ведь количество спортсменов и тренировочных часов растёт, – говорит председатель Федерации плавания Тверской области Ирина Лукина. – Кроме того, в Твери бассейн «Пролетарка» был площадкой для официальных соревнований. Конечно, для состязаний высшего ранга он не был приспособлен. Такие события мы проводили в Торжке, Бологом или Нелидово, где более современные бассейны. Но соревнования регионального уровня проходили здесь. Сейчас мы можем заниматься в бассейне на ДСК, но он открытый. А это значит, что мы зависим от погодных условий, что не очень удобно. Вот и получается, что областные соревнования, а их у нас порядка 13 в год, приходится распределять между муниципальными бассейнами».

Остаётся надеяться, что в этот раз подрядчик выполнит свои обязательства, а столица Верхневолжья не останется ещё без одной спортивной площадки. Тверь и так уже больше 20 лет живёт без стадиона «Центральный», где проходили соревнования по лёгкой атлетике, и уже шестой год без стадиона «Химик», который считался главной ареной города.

Здесь проводили футбольные матчи, организовывали тренировки, устраивали фестивали и концерты. Сейчас судьба арены находится в подвешенном состоянии из-за судебных тяжб. Ещё в 2018 году «Химик» закрыли на реконструкцию, но во время приёмки работ нашли многочисленные нарушения. Подрядчик требует компенсировать ему расходы, а заказчик отказывается оплачивать бракованную работу.

Чёрный список

Сорванные сроки, откровенная халтура, огромные убытки… За последнее время по вине подрядчиков в регионе вовремя не сдали десятки важных объектов. На три с половиной года позже построили школу № 57 в «Радужном», где подрядчики менялись трижды. Были сорваны сроки ремонта психоневрологического интерната в Нелидово, после чего ООО «Успех» на время внесли в реестр недобросовестных поставщиков. 

   
   

В чёрный список попала и компания «Вимакс» за уклонение от исполнения контракта по ремонту крыши социального центра в Кимрах. В реестр недобросовестных поставщиков на два года также включили компанию «Алтек Стар», из-за которой Тверской академический театр драмы остался без LED-прожекторов.

Дошла до суда и прошлогодняя реновация улицы Трёхсвятской. Администрация Твери уличила подмосковную фирму «Экотер» в том, что во время ремонта была нарушена целостность плиточного покрытия, произошла просадка основания из песка и т.д. А в отношении руководителя фирмы, который заключил контракт на строительство многоквартирного дома в Спировском округе по нацпроекту «Жильё и городская среда», завели уголовное дело по статье «Мошенничество».

По мнению следствия, он направил заказчику акт о приёмке проектно-сметной документации, которая не соответствовала нормам, получив за это 4 млн рублей и присвоив их себе.

Бракоделов часто наказывают штрафами, временно вносят в списки недобросовестных поставщиков. Вот только главными пострадавшими всегда оказываются простые жители. Кто и как возместит им годы ожиданий того или иного объекта?! Не пора ли ужесточать контроль в сфере госзакупок?

«Компетентно»
Станислав Петрушенко, председатель постоянного комитета по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу Законодательного Собрания Тверской области: – В невыполнении тех или контрактов у нас часто винят подрядчиков. Но всё же это двусторонний процесс, который зависит как от заказчика, так и от исполнителя. Бывает, что фирма уже выиграла контракт, строители берутся за дело, а потом видят, что проектная документация не совсем правильно составлена. Подрядчик (а он по техническим причинам не может оценить всю документацию в полном объёме до конкурса) сообщает об этом заказчику. Начинается переписка, вносятся изменения. Всё это приводит к затягиванию сроков. Поэтому от заказчика тоже требуется лучше планировать торги, а это органы исполнительной власти и местного самоуправления, учитывать экономические условия, просчитывать стоимость стройматериалов, которые растут от квартала к кварталу. Сметная стоимость у нас зачастую не соответствует реальности. Что касается борьбы с недобросовестными подрядчиками, федеральным законом № 44 «О контрактной системе в сфере закупок…» предусмотрены различные меры. За каждый день просрочки начисляют серьёзные штрафы. Заказчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть контракт с подрядчиком, а фирму могут внести в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, сейчас можно выдавать авансы только до 30% от стоимости контракта, и то под казначейское сопровождение. Это деньги, которые идут на закупку материала и выплаты зарплат. Остальные средства подрядчик получает только по мере выполнения работ. Ну а главный критерий – при выборе подрядной организации надо смотреть, а что, собственно говоря, есть у этой компании: только стол и ручка или всё же большой опыт, штат специалистов и современная техника.