«Ситуация с закредитованностью населения – тот пузырь, который может привести к социальному взрыву. Пора бы уже вмешаться государству. Другим странам мы прощаем немалые суммы, а своим жителям не можем?» – говорит о благосостоянии населения директор Института экономики и управления Тверского госуниверситета Давид Мамагулашвили.
На календаре уже 2020 год. Многие встречают его с опасением: как-никак год Крысы. Но чего ждать на самом деле: будет ли лучше жить людям, бизнесу, региону?
Свободный триллион
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Давид Ильич, новый год – время надежд. Стоит ли рассчитывать региону и его жителям на финансовое благополучие?
Давид Мамагулашвили: Новый год всегда даёт повод надеяться на лучшее. Я выражаю осторожный оптимизм насчёт ближайшего будущего. Поясню, из чего исхожу. В этот раз областной бюджет значительно больше, чем в прошлые годы. Стремительный рост показывают некоторые ведущие предприятия. Например, Тверской вагоностроительный завод. Кроме того, регион продолжает участвовать в нацпроектах, которые касаются транспорта, здравоохранения, образования. Их реализация даст серьёзный толчок многим отраслям. Все проблемы это не решит, но ситуацию улучшит.
Неплохой бюджет сформирован и на уровне страны. Только бы исполнили его полностью, а не как в 2019 году, когда один триллион рублей остался неизрасходованным. То есть прямо или косвенно население не получило этих денег, не смогло воспользоваться определёнными услугами. Соответственно, в казну не поступили дополнительные налоги. Что касается мировой экономики, будут определённые колебания. Поэтому нужно уделить особое внимание переговорам с нашими партнёрами в лице Китая, Индии, Бразилии и некоторых других стран. Такое сотрудничество поможет ослабить санкционное давление, под которым уже несколько лет находится Россия. Но вместе с тем нужно продолжать искать точки пересечения с США.
– Уже много лет бюджет Тверской области социально-направленный. Но экономисты уверяют, что вкладывать в социалку не самый эффективный способ. Что думаете вы?
– В любом бюджете должны быть заложены средства на поддержку пенсионеров, малоимущих граждан, работников культуры, образования и т.д. Но при этом мы должны работать так, чтобы следующий бюджет был больше предыдущего. А это возможно тогда, когда развиваем экономику. Только на эти цели нужно направлять более 50% бюджета. Учитывая, что у нашего региона есть большие долги, делать это непросто: солидная сумма ежегодно тратится на их обслуживание. Правда, сейчас ситуация немного выправляется. За последние три года снизился госдолг области. До этого цифры только приумножались.
Цены выросли, а зарплаты?
– С первого января выросли акцизы на топливо. Учитывая, что транспортные расходы есть в стоимости каждого товара, можно ожидать общего роста цен. Хлебопёки анонсировали подорожание муки и зерна. Летом вырастет коммуналка. Не много ли всего сразу?
– Рост цен всегда заметно бьёт по населению. Многие исследования подтверждают, что за последний год у нас реально снизились располагаемые доходы. Это средства, которые остаются у семьи на жизнь после оплаты коммуналки, налогов и прочих обязательных платежей. Однако в большинстве случаев рост цен носит плановый характер и не выходит за рамки допустимого ценообразования. Так будет продолжаться, пока нам удаётся держать инфляцию на определённом уровне. Если это выйдет из-под контроля, цены могут стать неуправляемыми. При этом хочу отметить, что всё-таки у нас индексируют пенсии и зарплаты бюджетникам.
– Да, но как только об этом объявляют, на столько же, если не больше, вырастают цены. Прибавка и не чувствуется.
– К сожалению, рынок тоже реагирует на индексацию зарплат или пенсий и воспринимает это как сигнал к действию. Порой мы наблюдаем элементы монопольного сговора. Хотелось бы, чтобы контролирующие органы, в том числе антимонопольная служба, работали в этом направлении лучше, оперативно реагировали и выносили реальные штрафы.
Остались в долгу
– В рейтинге закредитованности россиян Тверская область занимает 58-е место из 84. В пересчёте каждый житель региона должен банкам 200 тысяч рублей. О чём это говорит?
– В этом секторе сложилась опасная ситуация, которая может перейти в неуправляемую фазу. С одной стороны, виноваты банки, которые из желания получить сверхприбыль привязывают к себе кредитами. С другой – само население, которое бездумно берёт эти деньги. Однако подчеркну, что долги накопились не за один год. В большинстве случаев, когда люди занимали у банков, была другая экономическая ситуация. За последние три-четыре года сократились рабочие места, упали доходы. Многие уже не могут обслуживать кредиты, которые брали пять-шесть лет назад. Чтобы снизить социальное напряжение, банки должны пойти на реструктуризацию этих долгов: отсрочить погашение кредита, уменьшить проценты или изменить валюту выплаты. Но соглашаются на это далеко не все финансовые организации. Та ситуация, которая сложилась в банковском секторе, совершенно несправедлива. У нас слишком высокие процентные ставки, а сроки возврата короткие. Пора уже подумать, как сделать кредиты подъёмными для населения. В Европе займы дают под 3 %, у нас – в пять раз больше. При этом в России есть банки, которые также работают за границей и предоставляют там услуги по местным, более низким, ставкам. Почему у нас те же банки задирают проценты? Эти проблемы пора решать на уровне государства. В некоторых странах, даже в бывших советских республиках, в серьёзных случаях списывают долги граждан. Нам тоже надо это практиковать. Хотя бы частично.
– Понятно, что порой люди берут кредиты необдуманно, но купить ту же квартиру без ипотеки могут единицы. Как быть?
– Роль кредитов как для развития экономики в целом, так и для решения отдельных бытовых вопросов огромна. Но брать заём надо аккуратно. Просчитайте своё будущее: если вдруг останетесь один на один с долгом, сможете ли его вернуть? Но, опять же, повторюсь: банкам нужно снижать ставки. Тот процент, который сейчас закладывается в ипотечном кредите, слишком высок. Понятно, что банки перестраховываются. Но получается, что добросовестные клиенты платят, как говорится, за себя и за того парня.
– В регионе много говорят про поддержку малого бизнеса, вводят новые субсидии. Что происходит на самом деле: время ли открывать своё дело?
– Малый бизнес, как лакмусовая бумага общей атмосферы в экономике страны или региона. В последнее время наметилась тенденция снижения числа малых и средних предпринимателей. Люди не просто реже открывают своё дело, но и вовсе уходят из бизнеса. В условиях санкций у предприятий снижается товарооборот, а тем временем государство повышает некоторые налоги для предпринимателей. В итоге многие уже не могут потянуть зарплаты, аренду и т.д. Лично мне непонятно, почему чиновники не идут на определённые уступки бизнесу. И это при том, что в стране не израсходовали триллион бюджетных средств. Сверх нормы удалось получить дополнительную прибыль в три триллиона рублей с продажи нефти и газа. То есть мы видим, что деньги в стране есть. Зачем вводить новые налоги вместо того, чтобы поддержать предпринимателей? У бизнеса должна быть уверенность в завтрашнем дне, а не страх.
О самозанятых
– С этого года налог для самозанятых будет действовать во всех регионах. Как относитесь к нововведению?
– Плохо, потому что помню историю, как это всё происходило. Когда власти только подняли вопрос, сколько в стране самозанятых, люди настороженно спрашивали, не обернётся ли это дополнительными взносами. Чиновники уверяли, что им нужны только цифры – просто знать, сколько в стране самозанятых. И что мы имеем в итоге? Новый налог может привести к тому, что люди прекратят свою деятельность либо начнут работать по серым схемам.
– Интересно, что прогрессивный налог, который затронул бы интересы богатых людей, не вводят. А ведь с доходов одного олигарха казна получит больше денег, чем с десяти обычных граждан!
- В своё время в стране не просто так ввели одинаковый для всех налог в 13%. Это позволило остановить отток капитала за границу. Однако дискуссия о переходе на прогрессивную систему налогообложения, то есть чем больше имеешь доход, тем больше отчисляешь, никогда не прекращалась. Приводили примеры других стран. Но деловая культура там и здесь – разные вещи. В России эта система приведёт к тому, что деньги снова пойдут на Запад.
Смотрите также:
- Дорогие деньги. Жители Тверской области берут кредиты, чтобы вернуть старые →
- Удар по кошелькам. Доходы населения в Тверской области будут падать →
- Что есть →