«Ростелеком» и Пенсионный фонд России (ПФР) подвели итоги работы проекта «Азбука интернета» в 2021 году. В очередной раз проект, направленный на обучение пенсионеров работе на компьютере и в интернете, показал отличные результаты, несмотря на продолжающиеся из-за пандемии ограничения и невозможность проводить очные занятия на значительной части территории страны.
В 2021 году курс компьютерной грамотности по «Азбуке интернета» прошли 43 106 пенсионера и инвалида, в том числе:
- 28 100 человек — на 630 площадках в отделениях ПФР. Всего в 2021 году ПФР организовал 43 200 уроков в разных форматах;
- 4 689 человек — в региональных филиалах «Ростелекома» в офлайн- и онлайн-форматах;
- 10 317 человека — в органах соцзащиты, отделениях Союза пенсионеров, Союза ветеранов, служб занятости, НКО и библиотеках из 22 регионов.
Всего с начала работы программы в 2014 году курсы по программе «Азбука интернета» прошли около 400 000 граждан пенсионного возраста. Начиная с 2020 года обучение ведется не только в офлайн-, но и в онлайн-формате, преподаватели придумывают новые, интересные и эффективные способы передачи знаний своим ученикам.
Так, в Новосибирске в 2021 году «Ростелеком» организовал 12 вебинаров, на которых участникам подробно рассказали о том, как безопасно совершать покупки в интернете, пользоваться порталом госуслуг и другими сервисами. Волонтеры проекта также помогли освоить основные функции видеоредакторов и научили участников создавать видео в бесплатных компьютерных программах. По итогам последнего онлайн-урока общественная организация «Пенсионеры-онлайн» при поддержке «Ростелекома» запустила конкурс «Делаем видео». Представители старшего поколения снимали и монтировали видеосюжеты, показывая навыки, полученные в ходе обучения. Информация о мероприятиях размещалась на сайте azbukainterneta.ru, поэтому принять участие в вебинарах могли слушатели из любого региона РФ.
В Амурской области в рамках проекта «Азбука интернета» была организована встреча слушателей курса с сотрудниками Управления уголовного розыска УМВД России по Амурской области. Мероприятие прошло в поддержку нового учебного модуля по безопасному поведению в сети. На встрече сотрудники полиции рассказали о видах мошенничества в сети и офлайн, формах его проявления, реальных случаях в Амурской области в отношении пенсионеров и том, как им противостоять, что делать, чтобы не попасться на удочку преступников. В конце встречи участники получили специально подготовленные памятки и учебное пособие «Азбука интернета».
В региональных подразделениях «Ростелекома» идет активная работа по обеспечению учебниками библиотек. Это позволит значительно большему количеству пенсионеров освоить начальные компьютерные знания, как самостоятельно, так и с помощью родственников или сотрудников библиотек — старшему поколению по-прежнему удобнее учиться по книгам. Так, тиражи «Азбуки интернета» были переданы в библиотеку Гвардейска в Калининградской области и в Национальную библиотеку Республики Коми.
Учебник «Азбука интернета» также часто становится подарком для участников различных образовательных мероприятий: в Пермском крае «Ростелеком» передал более 700 учебных пособий в отделения Пенсионного фонда; в Ростовской области 450 учебников были переданы в интернаты для престарелых и муниципальные центры социального обслуживания; в Приморском крае учебники регулярно передаются в подарок участникам региональных и федеральных конкурсов для пенсионеров региона. В Новосибирске НРОО «Пенсионеры-онлайн» в содружестве с Новосибирским отделением Красного Креста в России провели более десяти выездных мероприятий в области, где также дарили пенсионерам учебные пособия «Азбука интернета».
Кроме того, во всех регионах Центрального федерального округа прошел первый конкурс «IT-семья», участниками которого могли стать семейные команды, состоящие из представителей старшего поколения и их внуков. Они вместе учились интернет-грамотности, вместе выполняли задания и получали призы.
Такое разнообразие форматов обучения дает возможность присоединиться к программе самым разным людям, с разным уровнем владения компьютером, разными интересами, возможностями, доходами, составом семьи. Все это позволяет расширять аудиторию, вовлекать в процесс обучения все больше людей, которым это нужно и интересно.