Несмотря на трудности, связанные с пандемией, один из крупнейших производителей моторных масел – компания «Шелл», завод которой расположен в Торжке, – не только сохранил штат своих сотрудников, но и нацелился на расширение производства. В скором времени здесь будут выпускать 300 млн литров смазочных материалов год – должно хватить на все автомобили в стране!
О том, каких принципов придерживается компания в сфере контроля качества, работы с персоналом и заботы об экологии, рассказал директор филиала ООО «Шелл Нефть» в Торжке Максим Соловьёв.
Пятый элемент
– Максим Анатольевич, в конце мая завод объявил о расширении производства смазочных материалов до 300 млн литров в год. Объём инвестиций обещает превысить 5 млрд рублей. Это колоссальные цифры. Можете поделиться подробностями проекта?
– Уже сейчас мы – крупнейший завод по производству смазочных материалов от иностранных инвесторов в России. У нас есть желание примерно в полтора раза расширить ассортимент продукции, что несёт за собой увеличение объёмов производства. Изначально мы думали только о добавлении сырьевой базы. Возможности для этого есть: площадь завода занимает 24 гектара – это примерно 30 футбольных полей, так что новые резервуары будем ставить на имеющейся территории. Подготовительные работы на стройплощадке уже идут. Кроме того, нужно будет поменять конфигурацию оборудования в цехах смешения и фасовки.
Строительные работы планируем завершить к концу 2023 года. Однако проект нацелен на ещё более далёкий горизонт – 2027 год. Компания проанализировала, что будет востребовано на рынке через десять лет, и решила дополнить линейку продукции. Это не только моторные и трансмиссионные масла, но ещё и индустриальные, гидравлические. Например, за последнее время далеко вперёд ушло развитие сельского хозяйства, приобретается много сельхозтехники, требующей смазочных материалов. Мы хотим использовать эту и другие возможности для дальнейшего развития.
Завод в Торжке оказался идеальным местом для расширения производства. Недаром церемония закладки первого камня в основание будущего проекта называлась «Пятый элемент». Здесь совпало всё: наличие уже действующего успешного предприятия, профессиональные кадры, хорошее расположение и поддержка региональных властей. Оставалось добавить только планы по достижению новых высот.
Принцип вмешательства
– Как выстраивается кадровая политика на заводе?
– У нас очень профессиональные сотрудники. Достаточно сказать, что в 2019 году наш завод занял второе место в соревновании с другими производственными площадками «Шелл» по региону «Европа – Россия – Африка». Мы опередили коллег из Германии, Франции, Испании и Италии. Это очень почётно. Другим предприятиям есть чему у нас поучиться так же, как и мы учимся у других.
В целом компания в кадровой политике фокусируется на долгосрочную перспективу – от пяти лет и дальше. Человек должен понять те процессы, которые идут на производстве, а не прийти со стороны сразу на высокую должность. Все наши руководящие кадры вышли из обычных операторов. Я, например, пришёл на завод начальником смены. Четыре года проработал в этой должности, потом ещё столько же трудился начальником производства, и только после этого меня назначили директором.
Большинство – 80% – наших работников живут в Торжке, ещё 20% – в Твери. Мы планомерно ведём работу над тем, чтобы сохранять конкурентный уровень заработной платы и все социальные преимущества и гарантии, которые у нас есть. В прошлом году, несмотря на пандемию, мы никого не уволили. Более того, проект по расширению производства позволит создать дополнительные рабочие места.
Важно, что у нас есть обратная связь с коллективом. Один из принципов компании – вмешивайся. Это значит, что, если есть возможность изменить что-то к лучшему, нужно это делать. И работники уже приучены к тому, что всегда могут обратиться к руководству. Комфорт на рабочем месте – это важная составляющая, ведь человек большую часть своего времени проводит именно здесь.
– Сейчас много говорят о дефиците квалифицированных рабочих кадров. Как вы решаете эту проблему?
– В этом году мы начали сотрудничать с Торжокским промышленно-гуманитарным колледжем. Открываем там дополнительную специальность «Оператор технологических установок». Для себя мы поняли, что обычный способ найма – пришёл на рынок труда и взял специалиста – не приводит к стабильности. Если я просто перекупаю рабочую силу на стороне, то этот человек также может уйти от меня туда, где предложат больше денег. Нужен иной подход. Наша задача – создать для людей возможность реализовываться и обучаться здесь.
Когда появилась идея открыть новую специальность, мы обратились к Министерству промышленности Тверской области, подчеркнув, что она не станет узким направлением, заточенным только под нас. Однако со своей стороны мы сможем дать студентам практику на современном предприятии, чтобы они видели, как и что сейчас работает. Те, у кого будет желание, смогут начать на заводе свою карьеру.
Контроль на всех этапах
– Получается, что специалисты, приходящие на предприятие, должны хорошо разбираться в современном оборудовании, ведь все процессы на заводе автоматизированы?
– Уровень автоматизации у нас очень высокий. На предприятии работают всего 120 человек. Из них непосредственно на производстве задействованы 50 специалистов, остальные 70 обеспечивают контроль качества продукции, обслуживание оборудования, безопасность и т.д. Только подумайте: пятьдесят рабочих могут произвести 200 млн литров масла за год, то есть по 4 млн литров на человека! В России сейчас около 44 млн автомобилей. Выходит, мы за год способны нашим нынешним штатом сделать масло для всех легковых машин страны! Ещё и останется для тех, кто много ездит, чтобы поменять масло дважды. Конечно, такие объёмы невозможно производить вручную.
Судите сами: когда на завод приходит железнодорожная цистерна с сырьём, она сразу попадает в нашу систему контроля. Прежде всего берут пробу, чтобы система определилась, куда именно эту цистерну разгружать. Поместить её содержимое в другой резервуар невозможно – положения клапанов и кранов автоматически отслеживаются. Из резервуара также берётся проба для проверки качества. Получается, что ещё до начала производства сырьё проходит две проверки. В цехе смешения персонал строго отслеживает правильность дозировок. Готовый продукт снова проверяет отдел качества. И ещё одна проба берётся на линии розлива.
Наша лаборатория сильно загружена – контроль идёт на всех этапах. Отсюда и требования к людям, которые приходят к нам работать: они не просто должны уметь нажимать на кнопки. От сотрудников необходимо понимание, где и какие датчики стоят, на что они указывают, какие есть критически важные параметры.
Зелёная энергия
– Особое внимание «Шелл» уделяет охране окружающий среды. Что конкретно делается в этом направлении?
– Фокус на бережливом использовании ресурсов у нас был с самого начала. Есть простые шаги, позволяющие заботиться об окружающей среде. Главное – задумываться об этом и прилагать усилия в этом направлении. Например, у нас есть агрегат, который делает специфическую присадку для масел. Мощность двух его двигателей в совокупности – 190 киловатт в час. За 20 часов работы агрегат сжигает столько энергии, сколько 20 квартир за день. А ещё есть насосы, линии розлива и т.д. При этом можно немного изменить рецепт и делать ту же присадку, но не пять часов, а четыре. И в течение месяца получается очень существенная экономия энергии.
У нас есть лаборатория, которая анализирует все этапы производства, благодаря чему можно увидеть вещи, которые ничего не дают с точки зрения эффективности и качества, а лишь потребляют ресурсы. Там, где мы можем снизить такие расходы, мы это делаем. Так, заменили галогеновые фонари в цехах на светодиодные. Расход электроэнергии снизился в десять раз.
Но в современном мире и этого становится недостаточно. Мы начинаем искать выход на то, чтобы получить так называемую зелёную энергию. Имеется в виду использование ветровых генераторов, развитие атомной энергетики. У России здесь огромный потенциал. С точки зрения выбросов это несравнимо чище, чем сжигать уголь или мазут. Нас всё к этому толкает: и ответственность, и взаимоотношения с партнёрами, которые имеют схожие взгляды на экологию.
Для качества жизни
– Крупный бизнес сегодня подразумевает ещё и социальную ответственность. Участвует ли компания в преображении Торжокского района?
– В первую очередь важно дать людям хорошее рабочее место и социальные гарантии, чтобы они жили и трудились в Торжке. Кроме того, мы участвуем в «Чистых играх» – акциях по сбору мусора в городе и районе. Планируем проводить открытые уроки для школьников, чтобы они понимали, что на самом деле стоит за словом «экология». Периодически проводим курсы безопасного вождения для водителей общественного транспорта. В этом году будем делать их для водителей школьных автобусов. Неоднократно организовывали акцию «Безопасные дороги детства»: в игровой форме пытаемся донести до ребят правила дорожного движения.
В Торжке есть реабилитационный центр для детей. Оказываем ему поддержку. Несколько раз красили в городе мосты, делали разметку на пешеходных переходах. Одним словом, стараемся не стоять в стороне от улучшения качества жизни. Для нас это действительно важно.
Кстати
В упаковке продукции «Шелл» – канистрах – используется вторичный полимер, что также способствует сохранению экологии. Кроме того, завод изменил расстановку вёдер при транспортировке продукции: фура стала комплектоваться более плотно. Это на треть снизило количество отправляемых грузовиков, а значит, в атмосфере остаётся меньший карбоновый след.