Проезжая участь. Почему ремонт дорог в Твери и области идёт так долго

Вот в таком состоянии тротуар на Смоленском переулке Твери пребывает уже больше месяца. Чтобы не портить обувь, лучше идти в обход. © / Елена Семко / АиФ в Твери

После новостей об открытии Северного обхода жители Верхневолжья озадачились: а что с дорогами, по которым приходится ездить каждый день? Что ж, нас ждут новые крупные проекты. Но при этом совсем маленькие, например ремонт обыкновенного моста или даже тротуара, зачастую растягиваются на недели, а то и месяцы.

   
   

Подрядчика искали почти год

С открытием Северного обхода у Тверской области появились новые перспективы развития, у автолюбителей – возможность непрерывного движения по платной трассе, а у жителей близлежащих населённых пунктов – разбитые дороги. Однако компания «Автодор» заявила, что пути, по которым грузовики подвозили материалы для строительства Северного обхода Твери, отремонтируют уже до конца года. В первую очередь это касается участка Тверь – Рождествено – 1 Мая – Ильинское. К делу здесь уже приступили: снимают изношенный асфальт.

Всего же в Верхневолжье за этот сезон обещают сделать 54 дороги регионального значения. Наиболее заметные участки: Сонково – Лаврово – Красный Холм и Западная Двина – Жарковский. Новый асфальт укладывают и на дороге, соединяющей окружные центры Бежецк, Кесову Гору и Кашин. А на Бежецком шоссе при выезде из Твери, где десятилетиями собираются многокилометровые пробки, планируют построить новую четырёхполосную магистраль. Она соединит шоссе с улицей Паши Савельевой и в перспективе с Западным мостом. Жители северо-востока Тверской области понимают, насколько это важно.

Кроме того, в областном центре наконец нашли фирму, которая отремонтирует мост имени Петра Богомолова через Тверцу. Он был построен почти 90 лет назад и знаменит тем, что стал одним из немногих городских сооружений, переживших наводнение 1931 года. Последний серьёзный ремонт мост видел в 1990-х. Аукцион на очередной ремонт объявили ещё осенью, но состоялся он только в июле, и лишь после того, как к первоначальной стоимости в 36,7 млн руб. добавили ещё почти 2 миллиона. За такую сумму подрядчик согласен демонтировать рельсы, заменить асфальт и сделать ограждения. Жителям Затверечья, стало быть, пора готовиться к пробкам, ибо ещё не было ни одного крупного ремонта, который обошёлся бы без заторов. Все помнят, как город стоял, когда ремонтировали Восточный мост или закрывали Крупский.

В этом году пол-лета транспорт простоял в пробках на Смоленском переулке и Волоколамском проспекте, где клали новый асфальт и до сих пор, вот уже больше месяца, делают тротуары. «Вдоль проезжей части с тротуара сняли асфальт, засыпали дорогу камешками да так и оставили. Время идёт, вокруг кладут асфальт, разрывают под ремонт соседние тротуары, а с этим ничего не делают. Странный метод работы», – поделилась местная жительница Елена Соловьёва.

На аналогичные проблемы жалуются жители улицы Склизкова и микрорайона «Южный». «Около месяца уже эти камушки. Приходится обходить, делая крюк, иначе обувь очень портится», – рассказывают наши читатели. В минувшие выходные также разрыли тротуар от парка Победы до площади Капошвара. Интересно, надолго?

Спета песенка

Иногда дорожный ремонт оборачивается судебными разбирательствами. Например, в Андреаполе ямы на дорогах заделали после проверки прокуратуры. Между тем некоторые выбоины были глубиной до 15 см, а длиной до 3,5 метра! Опять же, после вмешательства прокуратуры отремонтируют и разбитую дорогу в Нелидово. А в Бологовском округе возбуждено уголовное дело о халатности при исполнении контракта по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Ещё в ноябре 2022 года подрядчик должен был капитально отремонтировать мост через реку Песенку. Цена вопроса – 35,7 млн рублей. Но ремонт до сих пор не завершили. При этом, несмотря на провальные результаты, заказчики не потребовали от подрядчика обратно по банковской гарантии 3 млн рублей.

   
   

Разрушение дорог – естественный процесс. Он может идти медленно, а может быстро. Это как с кариесом. Его лечат все. Но после одних врачей пломбы держатся годами, а после других – помощь нужна почти сразу.

А это противоположная сторона Смоленского переулка. На автобусной остановке в сторону «Южного» такая картина наблюдается уже несколько недель. Фото: АиФ в Твери/ Елена Семко

Компетентно

Эксперт-дорожник из Твери, кандидат технических наук Евгений Громов.

–Законодательство РФ обязывает осуществлять строительный контроль как со стороны подрядчика, так и со стороны заказчика. Причинами ускоренного разрушения асфальтобетонных покрытий, как правило, являются дефекты, которые не были обнаружены при приёмке работ. Они могут проявиться как сразу, так и через несколько месяцев.  Причём если трещины и выбоины можно легко установить при визуальном осмотре, то выявление некачественного материала или недостаточной толщины слоёв требует проведения специальных исследований.

При этом в тендерах, по которым разыгрывают контракты, главный параметр – цена. Поэтому подрядчик, который на аукционе существенно снизил цену, скорее всего, решил выиграть контракт, а потом минимизировать свои расходы путём экономии. Заинтересован он и в ослаблении строительного контроля, и на него на аукционах тоже появляются низкие ценовые предложения. В Твери несколько лет назад заключили контракт на осуществление строительного контроля за одну копейку при начальной цене аукциона более 2,3 млн рублей! Однако то, что закон допускает любое снижение цены, не так критично, если на объекте проходит надлежащий контроль со стороны заказчика, который не допустит снижения объёма и качества работ. Тогда подрядчик не получит прибыли и в будущем не будет беспредельно снижать цену.

Кстати

Срок службы асфальтового покрытия обычно составляет пять лет, дорожных «одежд» – девять лет. Но подрядчики зачастую дают гарантийные обязательства на устранение дефектов за свой счёт в пределах трёх-восьми лет.