Обломки, фрагменты тел, разбросанные пачки купюр – целых и не очень, обгорелых и испачканных в крови… Так очевидцы вспоминают авиакатастрофу, которая случилась в 15 км от Калязина 19 ноября 2001 года. Погибли все, кто находился на борту: 27 человек. После этой трагедии пассажирские перевозки на самолётах Ил-18В, которые считались чуть ли не самыми безопасными в гражданской авиации, в России навсегда прекратили.
Как такое забыть?
Был поздний вечер. Самолёт Ил-18В, принадлежавший компании «ИРС Аэро», летел из красноярского села Хатанга в Москву. На борту находились девять членов экипажа и 18 пассажиров, среди которых был также отец хозяина самолёта. Примерно за полчаса до трагедии пилоты вышли на связь, доложили, что полёт проходит нормально. До конечной точки, аэропорта Домодедово, оставалось совсем чуть-чуть. Но борт неожиданно пропал с радаров.
«В тот день была моя смена, я первый год работала диспетчером в пожарной части. Позвонил мужчина. Сказал, что около деревни Захаровка упало что-то большое, похожее на самолёт. Параллельно в диспетчерской на заднем фоне работал телевизор. В этот момент как раз передали по новостям, что в Тверской области с радаров пропал самолёт. Так мы и поняли, что всё серьёзно, – вспоминает жительница Калязина Любовь Емелина. – Мы направили на место происшествия два пожарных расчёта. Но, как выяснилось, именно пожарные работы там практически не требовались. Отдельно горящие обломки уже ни для кого не представляли угрозы, а спасать было некого. О ситуации доложили в Тверь. Жутко было смотреть на наших ребят, вернувшихся с места происшествия бледными, в шоковом состоянии. Даже они, бравые пожарные, которые чего только не видели, с таким столкнулись впервые».
Поле рядом с деревней Захаровка было усеяно искорёженным металлом и останками человеческих тел. Руки, ноги, голова – всё отдельно. Зрелище не для слабонервных. Кто-то вспоминает, что вокруг валялись ящики с копчёной рыбой – омулем, сигом, хариусом. Самолёт всё-таки с севера летел… Другие рассказывают про разлетевшиеся пачки купюр, которые принадлежали якобы летевшим вахтовикам.
«Да, деньги находили. Я-то сам выезжал на место происшествия вечером и находился там до двух–трёх часов ночи. Было уже темно. Снег смешан с землёй, кроме обломков ничего не видно. Помню лишь, что на въезде валялось оторванное крыло самолёта, а вокруг стоял сильный запах бензина или керосина. Но местные ребята, которые работали там на следующий день, рассказывали, что в поле поставили палатку. Туда несли найденные предметы, в том числе деньги. Говорят, купюр было очень много, – рассказывает водитель пожарной части в Калязине Владимир Куликов. – С нами в карауле ещё тогда парень был. При крушении самолёт задел дом его отца, снёс крышу. Хорошо, что на тот момент в доме никто не жил».
Деревня Захаровка уже тогда была малонаселённой. Но те, кто жил в округе, рассказывали, что слышали страшный гул, оглушительный треск и удар. Падая, самолёт срезал верхушки деревьев и рухнул в поле, недалеко от деревень Захаровка и Браниха. На место происшествия оперативно прибыли военные, прокуратура, вокруг всё оцепили. Проводили поисковые работы, собирали обломки.
«В 2001 году я работала на местном телевидении, у мужа была хорошая камера. В тот вечер мы с ним сидели дома, и вдруг услышали по центральному телевидению, что в нашем районе случилась такая трагедия. Мы сразу поехали на место происшествия. Помню, как пробирались по снегу, в кромешной тьме, по плохой дороге. Самолёт разлетелся на множество мелких деталей. Конечно, шансов выжить ни у кого не было, – вспоминает руководитель пресс-службы администрации Калязинского района Яна Сонина. – На месте работали спасатели, пожарные. Потом кто-то высокопоставленный из Москвы прилетел. Знаю точно, что были найдены бортовые самописцы – сами видели эти оранжевые ящики. На следующий день мы с мужем ещё раз туда поехали, тверское телевидение попросило нас снять некоторые кадры. Пообщались с очевидцами, которые говорили, что слышали шум и видели яркую вспышку в небе».
Расследование трагедии под Калязином длилось не один месяц. Так что же случилось в тот вечер? Как оказалось, всё шло нормально, когда неожиданно при работающем автопилоте сломался руль высоты, из-за чего авиалайнер начал пикировать. Пилоты уже почти выровняли воздушное судно, несущееся с огромной скоростью к земле. Однако в какой-то момент кто-то из них, пытаясь тянуть на себя штурвал, вероятно, случайно упёрся в левую педаль (управляет рулём направления). Начал развиваться левый крен, и избежать катастрофы было уже невозможно.
В чём причина?
При этом точную причину катастрофы комиссия не установила. Считается, что к трагедии привело сочетание сразу нескольких факторов: техническая неисправность и ошибки при техобслуживании. Специалисты выявили множество нарушений по состоянию воздушного судна. Например, выяснилось, что срок использования всех четырёх двигателей истёк. Не были указаны даты ремонта, а подписи специалистов, отвечающих за эксплуатацию, оказались подделаны. Контроль и анализ качества выполнения полётов также проводился с нарушением нормативов. Кроме того, авиакомпания разработала график рейса с превышением норм рабочего времени: вместо 11,5 часа экипаж трудился почти 15 часов.
С момента той трагедии прошло почти 20 лет. В деревне Захаровка постоянно уже никто не живёт, лишь на лето приезжают дачники. В поле, где рухнул самолёт, родственники погибших поставили памятный крест и установили таблички с именами тех, кто в тот роковой вечер навсегда остался на небе.
Кстати
Ил18 был разработан ещё в конце 50х годов. На самом деле почти за полувековую историю эксплуатации данной модели самолёта произошло несколько авиакатастроф. Несмотря на это, Ил18 считался одним из самых надёжных. Возраст разбившейся под Калязином машины – около 40 лет.