Подполковник рассказал о жизни в оккупационном Калинине и реальных героях

pixabay.com / pixabay.com

Ветеран, труда, подполковник в отставке 86-летний Владимир Митрофанов рассказал о своей жизни в Калинине в оккупационный период и о подвиге экипажа 21-й танковой бригады Степана Горобца, который в 1941 году в одиночку прошел через занятый немецкими захватчиками Калинин. Об этом сообщает информационный портал «Tverigrad.ru».

   
   

Председателем совета клуба ветеранов Вооружённых сил РФ «Вымпел» Владимир Митрофанов рассказал, что он жил в деревне Борихино. Семья была многодетная – четыре ребенка. Отец ушел воевать, а мама с детьми продолжала с детьми работать в колхозе. Митрофанов в свои восемь лет видел авиационные бои, гражданских, которые в срочном порядке покидали свои дома, видел, как гибли и бежали от войны люди.

Ветеран помнит, как в микрорайоне Мигалово, где сейчас находится аэродром, стояли немецкие танки.

«Бойцы не могли прорвать оборон. Они ударяли во фланги, но всю нашу пехоту-матушку отбрасывало», — рассказывает Владимир Николаевич.

Немецкие солдаты селились в домах местных жителей, а самих людей использовали как живые щиты. Митрофановы скрывались в бане, но их нашли: маму, двух несовершеннолетних братьев и двух маленьких сестренок, одной из которых едва исполнилось два года.

Истории якобы о чистоте и «цивилизованности» захватчиков – мир. Митрофанов вспоминает, что немецкие солдаты были грязными, а их одежда кишела вшами, поэтом первым делом они отбирали у людей мыло, а потом все остальное, включая жилища.

Тогда склад ГСМ располагался в Борихино. Во время его бомбежки, свидетелем которой стал тогда ещё мальчик Вова, его контузило: он не мог ни говорить, ни слышать, но в голове на всю жизнь запечатлелся образ того, как тащат убитого советского радиста, за которым остается кровавая дорожка. Отошел Митрофанов через несколько часов. Да и некогда было оплакивать каждого, был голод. Из съестного осталась только картошка, которую добывали в Тургиново, где ребенок и услышал о легендарном прорыве экипажа 21-й танковой бригады Степана Горобца, который в 1941 году в одиночку прошел через занятый немецкими захватчиками Калинин, где погибло более 20 тысяч солдат и более двух тысяч мирных жителей.

   
   

После войны Митрофанов разработал подробный экскурсионный маршрут, по которому старший сержант совершил свой дерзкий рейд.  

Перед бригадой стояла задача — без поддержки совершить глубокий рейд по маршруту «Большое Селище-Лебедево» и разгромить противника в Кривцово, Никулино, Мамулино, прорваться через оккупированный Калинин и объединиться с частями, занявшими оборону на Московском шоссе.

Колонна из 35 танков вышла из посёлка Новозавидовский Конаковского района. До Калинина доехали только восемь танков, а ворвался в Калинин лишь один — под номером «03». Он был укомплектован экипажем в таком составе: Степан Горобец – командир танка, Фёдор Литовченко – механик-водитель, Григорий Коломиец – башнёр и Иван Пастушен – стрелок-радист.

«Танк Степана Горобца, маневрируя, начал утюжить немецкую батарею, затем прорвался вперёд. В деревне Ефремово он вступил в бой с танками противника и автоколонной с пехотой. Экипаж расстрелял немецкие танки, разбил несколько машин, уничтожил пехоту из пулемёта и вышел на Волоколамское шоссе. Путь на Калинин был открыт», — рассказывает председатель совета клуба ветеранов.

При подходе к прядильной фабрике солдаты заметили, что немцы наводят на них пушку. Командир отдал приказ уничтожить орудие противника, но их обошли на долю. Танк загорелся, но не остановился и смял гусеницами немецкое орудие. Члены экипажа успели ликвидировать пламя, но пушка была выведена из строя.

Машина вошла в створ Головинского вала и выскочил на улицу Софьи Перовской. Подполковник в отставке отмечает, что экипажу повезло, что из-за законченности ни номера, ни звезды видно не было, на него сразу не среагировали оккупанты. В городе их ждал новый бой.   

«Я позже общался с мехводом Фёдором Литовченко, он вспоминал, что металл от перемолотой колонны забился в сочленения гусениц. Пришлось останавливаться возле нынешней площади Победы и выбивать кувалдой металл из гусениц», — вспоминает пенсионер.

С грозным грохотом в итоге танк вышел к Московскому шоссе, где танк разбил замаскированные орудия, блиндажи и уничтожил немецкие окопы. После того, как экипаж проскочил поселок Элеватор к экипажу выскочил советский солдат стрелковой дивизии, которому на расспросы измотанные бойцы ответили, что они вернулись с того света. В результате рейда было уничтожено 34 вражеских орудия, 36 танков, 170 автомобилей, 20 миномётов, 70 мотоциклов, свыше 500 солдат и офицеров. Было сожжено 12 цистерн с горючим, разгромлено три штаба вражеских частей, захвачен флаг 611-го немецкого артдивизиона.

Сам Митрофанов с 15 лет работал на восстановлении Калинина из руин. Были уничтожены и жилые здания, и школы, и учреждения культуры, больницы. Не было ни света, ни воды, ни канализации. Были взорваны мосты.

Владимир Николаевич считает, что жители Тверской области должны помнить историю своего региона, своих городов и чтить и солдат–освободителей и тех, кто восстанавливал разорённую землю.