Победа, которая всегда с нами. Спасибо вам, дорогие ветераны!

Екатерина Евсеева / АиФ в Твери

Золотые отблески орденов, шествие «Бессмертного полка», слёзы и победные залпы…  На прошлой неделе страна отметила День Победы, самый трогательный и выстраданный праздник. Увы, многие из тех, кто подарил нам мирную жизнь, уже давно не выходят из дома и не могут лично видеть все торжества в их честь.

   
   

Четвёртый год «Аргументы и Факты в Твери» вместе с партнёрами проводит благотворительную акцию «Спасибо деду за Победу». С 13 апреля по 3 мая на заправках «М10-Ойл» стояли копилки добра, куда тверичане жертвовали посильные средства на презенты фронтовикам. В канун 9 Мая с цветами, тортами и подарками мы отправились к ветеранам. Вы даже не представляете, как они ждали нас в гости!

«Будто вчера было!»

«Ребята, погодите поздравлять! Сначала небольшое музыкальное приветствие», - заявляет с порога Анатолий Поляков. Он берёт старенький аккордеон и начинает играть. Да так бойко - не смотрите, что ему вот-вот 90 лет! Играть на музыкальном инструменте для него - огромное счастье. Теперь редко удаётся исполнять музыку для гостей, а ведь с ней связана вся жизнь Анатолия Павловича. Когда началась война, ему было всего четырнадцать.

Анатолий Поляков принимает поздравления. В годы войны 14-летним мальчишкой он поднимал боевой дух солдат, играя на баяне. Фото: АиФ в Твери/ Сергей Диваков

Вместе с отцом он добровольно вступил в кавалерийский отряд под Калинином. Папу определили в сапёры, мальчишку взяли баянистом. Позже его отправили в концертную бригаду - поднимать дух бойцов. «Песни для солдат были настоящей отдушиной, - делится Поляков. - Концерты шли практически без перерыва, фронтовые мелодии до сих пор звучат в голове. Послушайте!» И Анатолий Павлович вновь берётся за баян. Говорит, в войну этот музыкальный инструмент был его автоматом. После Победы музыкант отучился на моряка, стал капитаном второго ранга и главным дирижёром Северного флота.

С радостью встретила нас участница войны Зоя Андреева. «Как много подарков! Неужели всё мне? - удивилась она. - И фотографироваться будем? Подождите, шальку накину. Сама её вязала». В 96 лет Зоя Петровна - та ещё кокетка. С удовольствием проводит нам экскурсию по квартире, показывает семейные фото: «На этом снимке мне девятнадцать. Это любимая фотография мужа, он всю войну её в кармане проносил. Мы же с ним с десяти лет знакомы. Знаете, как он меня любил? Ни в одной книге такого не прочитаете!». 

Зоя Андреева помнит войну в деталях. Самыми страшными для неё останутся дни оккупации Калинина. Фото: АиФ в Твери/ Екатерина Евсеева

О войне она помнит в деталях. Самыми страшными для неё навсегда останутся дни оккупации Калинина. Бомбёжки, паника, холод. В октябре 41-го снега в городе выпало по колено, в голод руками откапывали в сугробах замёрзшие колоски. Жутко было взглянуть на Волгу: всюду торчали тела убитых солдат. «В памяти - будто вчера всё было», - добавляет Зоя Петровна. Когда немцев прогнали из города, она устроилась конструктором на военное производство, где делали взрывчатку, противогазы и химические вещества. Кормили в столовой скудно. Зато 16 декабря 1943 года, в годовщину освобождения Калинина, работников ждал царский обед: лапша с мясом, стакан какао и сто граммов вина. После работы девушка помогала медсёстрам в местном госпитале, заботилась о раненых солдатах, писала письма для их родных.

На фронт провожала дважды

Тёплые впечатления остались от встречи с Иваном и Ниной Ивановыми. Когда-то они учились в одном классе. Вместе - до сих пор. Золотую свадьбу пара справила 17 лет назад! Нина Григорьевна вспоминает, что на войну своего Ваню провожала дважды: 40 км новобранцы прошли пешком до призывного пункта под Рамешками, а там выяснилось, что эшелон придёт в другой день. Протопали обратно такой же путь, вернулись в нужный срок. Сначала Иван воевал пулемётчиком. Его могло бы уже не быть в живых, если бы не один случай. На фронт рядовому пришло печальное известие: умерла мама. Солдата отпустили на похороны. В это время весь его отряд погиб в бою.

   
   
Иван и Нина Ивановы рука об руку ещё со школы. Фото: АиФ в Твери/ Елена Семко

Ивана решили отправить в Кострому учиться на сапёра. С 1944 года он уже командовал самоходной баржей на Куршском заливе Балтийского моря. Никогда не забудет, как 40-летние мужчины в бою бросались закрывать его, 18-летнего парня, своими телами. «Мы уже много пожили, а тебе ещё надо жить!» - говорили они. После войны Иван Андреевич ещё пять лет разминировал Карельский перешеек. «Народу там гибло много, почти как на фронте», - горько сокрушается он. Нина Григорьевна всю войну трудилась в тылу, в Калинине и Рамешковском районе.

Со слезами о лихой године вспоминают супруги Зырёвы. «Спасибо, что нас помните. Это для нас главное! Мы не просто войну прошли - ад преодолели. Вон старика так зажало в танке, что от почек почти ничего не осталось, - плачет Александра Алексеевна. - Папк, иди поближе, расскажи». Папкой она называет своего мужа Константина Григорьевича. Его призвали на фронт в 43-м году, откуда отправили на дальневосточное направление. Взяли танкистом.

Управляющая операционным офисом «Тверской» ПАО «Банк Уралсиб» Александра Гладченко (справа) вручила подарки Константину и Александре Зырёвым. Фото: АиФ в Твери/ Екатерина Евсеева

В одном из боёв с японцами его в лепёшку зажало в танке. Если бы вовремя не подоспела помощь, там бы он и остался. Досталось сполна и Александре Алексеевне. Её, 14-летнюю девчушку, вместе с другими подростками в войну отправили на лесозаготовки в Завидово. В день на двоих нужно было заготовить по кубометру дров. Детвора пилила высоченные деревья, рубила их топором. Рук не чувствовали после такого труда!

70 лет вместе

Бок о бок идут по жизни супруги Сухопаровы. Эта чета вместе уже 70 лет! Арсений Михайлович прошёл войну радистом. «Доводилось общаться даже с легендарным лётчиком Покрышкиным, - вспоминает ветеран. - Он был очень весёлым парнем и просил звать его просто Сашкой». Сам ветеран на расспросы о войне отмахивается: мол, в бой лично не ходил, нечем хвастать. Но ведь именно он направлял боевые самолёты, сообщал, если на хвост им сел вражеский «мессер». Сколько жизней советских лётчиков спас - не сосчитать!

Супруги Сухопаровы вместе 70 лет. Фото: АиФ в Твери/ Сергей Диваков

Среди боевых наград Арсения Михайловича - медаль за Сталинградскую битву. Но о ней он скромно умалчивает. Правду выдаёт жена. Уж она-то о нём знает всё! Жизнерадостности и любви у этой замечательной пары остаётся только учиться. «Ну, вы нас прямо задарили гостинцами», - смеются Сухопаровы, принимая подарки, и в шутку спорят, кто же из них главнее и пойдёт провожать нас до дверей.

Василий Чернышёв в войну служил танкистом. Фото: АиФ в Твери/ Сергей Диваков

Василий Чернышёв в войну служил танкистом, наводчиком орудия. На фронт ушёл в 43-м, после Победы ещё оставался в армии.

«У меня за плечами почти семь лет службы, - рассказывает он. - А сейчас парни по году служат и жалуются! Куда это годится?» Василию Григорьевичу 91 год, но он совсем не выглядит на свой возраст.

«Стараюсь общаться с молодёжью, это придаёт бодрости, - улыбается он. - Особенно люблю нянчить годовалого правнука. Мне его как привезут, тут же набираю ванну и иду купать. Ох, как он это любит, и мне радостно!».

Только маленькому Андрюшке и позволено баловаться с прадедом. Остальные родственники зовут главу семейства по имени-отчеству и очень его уважают.

Тысячи километров по фронтовым дорогам исколесил шофёр Алексей Хазов.

«Столько насмотрелся! Везёшь, бывало, раненых. Один просит медленнее - каждая кочка отдаёт, второй, наоборот, молит поспешить, иначе не доедет живым, - вспоминает Алексей Иванович. - Только дружба и поддерживала, друг за друга горой стояли».

О войне Хазов рассказывает бодро. Говорит, пацаном был, многого не понимал. Сбивается лишь, когда речь заходит о жене. До золотой свадьбы она не дожила месяц и пять дней. Сейчас ветеран живёт один, в гости к нему приезжают дети и внуки.

Алексей Хазов исколесил тысячи километров по фронтовым дорогам. Фото: АиФ в Твери/ Екатерина Евсеева

Не выходит из дома Пелагея Соловьёва. Ей уже сто лет. Скольких солдатиков она выходила, работая в войну медсестрой под Смоленском!

Сама без сна и еды, а всё дежурит у раненых бойцов. После контузии Пелагею Ивановну хотели отправить в тыл, но она сказала, что пока есть силы - будет спасать.

Все четыре года вместе с нами ветеранов лично поздравляет один из руководителей компании «М10-Ойл» Виктор Готлиб. «День, когда мы с журналистами «АиФ в Твери» приходим в гости к пожилым людям, для меня - самый волнительный в году, - признался он. - Услышать о войне из уст тех, кто пережил эти страшные годы, дорогого стоит. Мы очень рады, что можем порадовать ветеранов - вниманием, добрым словом, подарками».

Пелагея Соловьёва на фронте была медсестричкой. Фото: АиФ в Твери/ Виталий Данилов

С радостью помочь в акции и поблагодарить наших героев откликнулись сотрудники банка «Уралсиб». «Если бы не труд ветеранов, их героизм и молодость, которую они отдали ради победы над фашизмом, не было бы спокойного времени ни у нас, ни у наших детей. Сказать «спасибо» каждому из них - лишь чуточка того, чего они достойны, - сказала управляющая операционным офисом «Тверской» ПАО «Банк Уралсиб» Александра Гладченко.

Та страшная и беспощадная война забрала у этих стариков юность, семьи, здоровье. Эти горькие страницы нельзя переписать, но их нужно помнить. Чтобы знать, какой ценой досталась Победа. Чтобы то страшное время больше никогда не повторилось. Дорогие ветераны, низкий вам поклон!