Один и тот же сон. Как живет бабушка, спасавшая жертв «Невского экспресса»

Елена Михайловна жила в нескольких метрах от места крушения состава. © / АиФ

27 ноября исполняется 15 лет со дня крушения в Тверской области «Невского экспресса». Это до сих пор одна из самых крупных железнодорожных катастроф в стране. В поезде ехали свыше 600 человек, из них 28 погибли и больше 130 получили ранения. Для некоторых жертв теракта последним пристанищем оказался дом бабы Лены из Лыкошино, стоявший буквально в нескольких метрах от путей.

   
   

Елене Голубевой тогда было 78 лет. Она помогала чем могла: рвала постельное бельё на бинты, отдавала свою одежду, всю ночь ухаживала за ранеными. Сегодня бабе Лене 93 года, она уже плохо ходит, что-то забывает, но ту трагедию помнит в деталях.

Умер прямо на диване

«Я хотела попить чайку да посмотреть телевизор. Села на диван, взяла блюдце в руки, как вдруг какая-то вспышка и грохот. Блюдце аж из руки выскочило, а в доме погас свет. Я в потёмках нащупала телефон и позвонила внучке. Говорю: «Лариса, избу подрывают, картошку мою из подвала заберут, приезжай скорее». А что ещё я могла подумать?» – вспоминает баба Лена.

Действительно, кто ж мог предположить, что всего в нескольких метрах от дома Елены Михайловны с рельсов сошёл скорый поезд. Причём три вагона в конце состава завалились набок, а самый последний и вовсе отбросило в сторону. Большинство пассажиров, получивших несовместимые с жизнью травмы, ехали именно там.

Всю ночь в дом бабы Лены врачи и сотрудники МЧС несли раненых. Домик у женщины был небольшой: кровать, диван да маленькая кухонька. Но женщина старалась разместить всех. Последние валенки и то отдала, а сама выходила на улицу в носках, чтобы вынести дрова. Спасатели прямо у её дома развели костёр, чтобы обогреть остальных.

«Людей было много, но бабушка помнит всех, кого к ней несли. Она помнит женщину, которая била по её окнам и всё время кричала: «Вася, Вася!» Бабушка ей только сказала: «Доченька, что же ты делаешь, окна разобьёшь - потом же холодно будет». Помнит бабушка и мужчину, который умер прямо на её диване. Он всю ночь плакал от боли и переживал, как теперь будет кормить детей. Бабушка его успокаивала, поправляла подушку под головой и говорила: «Сынок, не деньги важное, а что сам жив остался». Но наутро его не стало», - рассказывает внучка Елены Михайловны Лариса Нагиева.

Фото: www.globallookpress.com

Катастрофа произошла в пятницу вечером. Люди ехали на выходные в культурную столицу: кто возвращался домой, кто ехал по делам, а планировал отметить в Петербурге свой день рождения. Но на 284-м километре сработало самодельное взрывное устройство. К моменту крушения «Невский экспресс» находился в пути 2,5 часа и нёсся на скорости 200 км в час. Расчёт со стороны террористов был верным, место и время выбраны неслучайно: кромешная темень, глухие края, неустойчивая мобильная связь. До ближайшей проезжей дороги - километры. В первые минуты после трагедии пассажиры рассчитывали только на свои силы. Те, кто мог стоять на ногах, спасали тех, кто встать не мог. В течение часа после трагедии практически по бездорожью к месту крушения стянулись сотрудники чрезвычайных ведомств и бригады скорой помощи из ближайших населённых пунктов. Позже приехали врачи из Твери и Москвы. В Бологое до сих пор помнят парня, у которого зажало ногу в искорёженном вагоне. Чтобы достать его, медикам пришлось дать ему стакан спирта и тут же, на месте, отрезать зажатую конечность. Он скончался по дороге в больницу от сильного кровотечения. На следующий день Петербург встречал уцелевших пассажиров, а Тверь – страшный «груз 200». Тела жертв теракта доставили в местный морг, а родственников погибших разместили в гостинице «Волга». Здесь постоянно дежурили психологи.

   
   

До сих пор снится

До сих пор «Невский экспресс» снится и Елене Михайловне. В одном и том же кошмаре, повторяющемся из раза в раз, какие-то мужчины постоянно туда-сюда расхаживают. Елена Михайловна просыпается и потом сама ещё долго ходит по дому, пытаясь отвлечься.

«Пока живу, наверное, уже никогда это не забуду», - говорит женщина.

От прежнего её дома уже ничего не осталось. Дело в том, что во время теракта взрывной волной из стены выбило три бревна. После этого жить в доме стало холодно, да и опасно. «Бабушка только протопит печку, но не проходит и часа, как снова холодно. По дому сквозняк гулял. В итоге бабушке построили новый дом в Лыкошино, провели газ. Это в 4-5 километрах от места происшествия», - говорит внучка.

Сегодня на месте крушения стоит мемориальный крест, а у нового дома Елены Голубевой установлен указатель, напоминающий, что здесь произошло 27 ноября 2009 года. Но самой бабушке новый дом не совсем по душе. Она всё время вспоминает прежнюю избушку.

«Мой дом там, на станции. Здесь я не на своём месте», - говорит Елена Михайловна. И каждый раз, когда к ней приезжают журналисты, она просит их довезти до того места. Просто постоять и посмотреть на свою яблоньку, на место, где столько лет прожила. Она ведь 40 лет отработала на железной дороге мостовиком. Собственно говоря, от железной дороги ей и дали тот дом.

«Несколько лет назад бабушка упала. Хотела пойти на огород, открыть парник с огурцами, но поскользнулась в коридоре. Вызвали «скорую», в больнице сказали, что перелом бедра, - рассказывает внучка. – Сначала она не вставала, лежала. Но мы её смогли выходить. Теперь бабушка ходит по дому с табуреточкой или за руку, если кто-то есть рядом. У неё есть ходунки, но говорит, что с ними неудобно. А прошлой зимой у бабушки испортилась система, от которой зависит отопление. Так бабуля ползимы мёрзла, пока мы не обратились за помощью к местному депутату. Он нам всё сделал, спасибо ему большое».

Маленькая мечта

Сама Лариса Аскеровна живёт в Бологое. Это около часа езды от Лыкошино. Тем не менее с 10-месячным ребёнком на автобусе ездит к бабушке через день.

«Я вот в 46 лет в третий раз решила стать мамой. Несмотря на то что дочка маленькая, к бабушке постоянно приезжаю. Как же я её оставлю, я её очень люблю! Вот приедем к бабушке, наготовим, уберём, пообщаемся – и обратно. Она ведь уже не в состоянии ни в магазин сходить, ни супа сварить, ни картошку даже почистить – руками уже не совладать, - говорит внучка Лариса. - Хорошо, что автобусы ходят. Правда, тут недавно в аварию попали: автобус на повороте занесло, улетел в кювет. Я дочку успела удержать, а сама, конечно, травмировалась».

Про Елену Михайловну внучка говорит, что в целом в свои 93 года та чувствует себя неплохо. Но есть у бабушки одна мечта. Недавно у бабы Лены пропала любимая собака Тёпа. Женщины считают, что пёс убежал в лес умирать, старый уже был. Вот Елена Михайловна и мечтает о собачке, хотя бы маленькой. Чтобы задорный лай щенка разбавлял одиночество.

Кстати

Расследование теракта длилось несколько лет. Уголовное дело насчитывало 115 томов, свидетелями по делу прошли около 500 человек. В мае 2012 года Тверской областной суд вынес приговор виновникам теракта. Террористы получили сроки от семи лет лишения свободы до пожизненного заключения. В 2013 году один из них, Тархан Картоев, скончался в тюремной больнице от сердечной недостаточности.