Миссия выполнима. Международные эксперты оценили опыт атомщиков из Удомли

Повышение безопасности эксплуатации – одна из основных целей для атомных станций всего мира. Здесь нет и не может быть конкуренции. Напротив, приветствуются обмен опытом, международные консультации и проверки. Если же практику того или иного предприятия рекомендуют для распространения в мировой атомной отрасли, это очень престижно и почётно.

   
   

На Калининской АЭС не так давно впервые прошла крупнейшая международная проверка эксплуатационной безопасности – миссия ОСАРТ (OSART – Operational Safety Review Team, в переводе с английского «группа по обзору эксплуатационной безопасности»). Об одном из направлений проверки, «химии», рассказал ведущий инженер по эксплуатации химического цеха предприятия, член аналитической группы ОСАРТ Андрей Никитин.

Всё для безопасности

– Андрей Викторович, кто из экспертов с вами работал и какие вопросы его интересовали?

– Данную миссию организовало Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) по приглашению Правительства России, Госкорпорации «Росатом» и «Концерна Росэнергоатом». Химическое направление проверял начальник химического цеха чешской атомной станции «Дукованы» Иржи Рапоух. Его контрпартнёром – комиссия всегда работает в тандеме – стал начальник нашего цеха Алексей Цицер. Коллега из Чехии знакомился с организационной структурой подразделения, его функциями, документами, нормами, на которые мы опираемся при выполнении анализов, и многим другим.

Например, он изучал, как контро­лируют качество химических реагентов и веществ, применяемых для ремонта и эксплуатации оборудования (входной контроль), периодичность выполнения анализов, соблюдение норм и регламентов. При этом анализировал данные за последние пять лет. Кстати, наши нормы зачастую отличаются от чешских, однако полностью соответствуют требованиям МАГАТЭ.

– Почему «химию» выделили как одно из направлений миссии?

– Безопасность атомной станции невозможно представить без строжайшего контроля за химическими процессами, происходящими в оборудовании её цехов. Для сохранения целостности оборудования важно поддерживать правильный водно­химический режим всех основных и вспомогательных систем. Для каждого из параметров определены свои нормы, и любое, даже минимальное, отклонение может быть чревато неприятными последствиями, например коррозией. Данные параметры замеряет и поддерживает наш химический цех.

   
   

– В штаб­квартире агентства в Вене одну из практик вашего цеха одобрили для распространения в других странах. О чём идёт речь?

– О применении генератора водорода для обеспечения работы газовых хроматографов. Такое лабораторное оборудование необходимо, чтобы определять содержание водорода, кислорода, азота и углеводородов в газах и масле. При работе хроматографа обязательно используется газ­носитель. Так вот: мы заменили промышленные баллоны, откуда он подавался, на генератор водорода и компрессор воздуха. Газ­носитель теперь получаем путём разложения воды под действием электрического тока, а не из баллонов, что гораздо безопаснее и удобнее. Эксперт ещё раз отметил это как положительный опыт.

Конечно, он осмотрел и другое оборудование наших лабораторий – водно­химических, а также газов и масел, изучил наши методики и в итоге, честно говоря, остался в восторге. Сказал, что был бы рад, если бы лаборатории химцеха АЭС «Дукованы» выглядели так же, как наши.

Фото: Калининская атомная электростанция

Персонал на высоте

– Как оценивалась работа персонала?

– Миссия наблюдала за работой всех сотрудников удомельской станции, но особенно за лаборантами водно­химической лаборатории. Особое внимание уделялось правильности отбора проб первого контура и их последующему анализу. При данном наблюдении также присутствовала эксперт по радиационной защите Ольга Герман, так как первый контур непосредственно связан с воздействием радиации на человека. Эксперты особо отметили, что не увидели ни одного недочёта в действиях нашего лаборанта.

Использовалась и ещё одна форма международной проверки – интервью с персоналом, в процессе которого оценивались уровень знаний работников, их профессионализм и опыт.

– Ваш цех готовился к приезду миссии с 2016 года. Почему так долго?

– Узнав о планируемой миссии, мы изучили все требования и рекомендации МАГАТЭ, скорректировали несоответствия, отремонтировали лаборатории, частично обновили приборный парк, провели многочисленные тренировки сотрудников. Значимость миссии ОСАРТ не следует недооценивать: в атомной отрасли она имеет огромный авторитет. Коллектив химического цеха и станции в целом единой командой достойно подготовился и прошёл важную для всех международную проверку. По её итогам нам предложили некоторые области для улучшений. Через 18 месяцев планируется постмиссия ОСАРТ в Удомлю, и я уверен, что мы решим поставленные задачи.

Кстати

В подготовке миссии Калининской атомной станции по направлению «химия» участвовали сотрудники отделов радиационной безопасности, ядерной безопасности и надёжности, охраны окружающей среды и других подразделений. Большую помощь также оказал Всероссийский научно-исследовательский институт по эксплуатации атомных электростанций (АО ВНИИАЭС), анализирующий работу химических служб в атомной отрасли.