Расположение нашего региона между двумя столицами всегда было одной из главных причин оттока кадров. Но только ли за длинным рублём уезжают люди и почему многие возвращаются назад?
Доходное место
В прошлом году столичные компании стали чаще нанимать сотрудников из провинции не только на «удалёнку», но и в офис. По данным крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга HeadHunter, из более чем 27 миллионов приглашений на собеседования, отправленных московскими работодателями, каждое второе было адресовано кандидатам из регионов. Для сравнения: до начала пандемии на собеседование приглашали лишь 4% соискателей из других городов.
«Интересовавших меня вакансий в Твери мизер, при этом местные учредители искали этакого супергения, которому хотели платить меньше, чем в Москве получают обычные сотрудники, – рассказал нам Артём Аксёнов, долгое время работавший в столице системным аналитиком в банковской сфере. – А спрос на IT-специалистов в столице большой: уже на выходе из банка после собеседования меня готовы были взять в другой банк». Как раз здесь наших «гастарбайтеров» подстерегает первая ловушка: высокие заработки в столице нивелируются тратами на жизнь. Питание, если обедать в кафе, очень дорогое, платить за жильё меньше 20 тысяч рублей в месяц получится, если только снять комнату, а цены на услуги, например парикмахерские или стоматологические, так бьют по карману, что даже коренные москвичи предпочитают ездить за ними в Тверь. Артём временно вернулся в родной город, но собирается вновь уехать на заработки, правда уже на более высокую зарплату.
Однако деньги – это только верхушка айсберга. В мегаполис отправляются далеко не только за ними. Одних интересуют учебные заведения, где есть специальности, отсутствующие в провинции, других – иной круг общения, третьих – ощущение цивилизованности, высокий уровень культурных и иных мероприятий. Например, журналист и медийщик Катерина Рыжова отправилась на три года в столицу, чтобы окунуться в её атмосферу и научиться чему-то новому в профессии, но в итоге променяла Москву обратно на Тверь.
«Примерно шестую часть моих заработков съедал транспорт, и это при том, что по городу я передвигалась на метро и практически никогда не вызывала такси. Больше всего денег уходило на «Ласточки» до Твери, ведь на выходные я часто уезжала домой, – рассказала Катерина Рыжова. – Но это не главное. Я захотела вернуться, потому что достигла поставленных целей. Зацепиться и сделать карьеру в столице на самом деле легко, если ты человек с головой и умеешь общаться с людьми. Там очень быстро обрастаешь полезными знакомствами. Но, возможно, это не то, ради чего стоит себя пересиливать. Часть своей жизни вы будете проводить в транспорте. Готовы к этому?»
А нужен ли надрыв?
«Большое количество времени, которое приходится тратить на дорогу, лишь подчёркивает масштаб больших городов, их надрыв и динамичность. Когда человек приезжает туда именно за этим, он легко смиряется с суетой, толпой, пробками. Если же они вызывают дискомфорт, в мегаполисе такому человеку, скорее всего, не место, – считает известный тверской бизнесмен, специалист по развитию территорий Павел Парамонов. – Москва ставит перед людьми сложные задачи, выполнение которых требует напряжения и высокого уровня подготовки. Кому интересны такие вызовы, тому в провинции просто-напросто скучно. Не случайно большинство великих свершений в столицах совершают провинциалы – им интересен федеральный или даже мировой уровень, на который здесь можно выйти.
Иное дело, что в современной России перекос в сторону столичных возможностей произошёл слишком уж серьёзный. Но интерес к жизни в маленьких городках, особенно если их будут благоустраивать, никогда не угаснет.
Кстати
По данным HeadHunter, в 2020 году в сотрудниках из регионов больше всего были заинтересованы такие отрасли, как культура и искусство, бытовые услуги, медицина, фармацевтика, информационные технологии и логистика. А московские компании из сферы телекоммуникаций и связи были готовы отдать регионалам три из четырёх рабочих мест.