Калуга-Тверь: художница из Голландии меняет жизнь русской провинции

Анастасия Каменская / Из архива

Калуга-Тверь: художница из Голландии меняет жизнь русской провинции. Об этом редакции «АиФ в Твери» рассказали куратор проекта, переводчик Анастасия Каменская из Твери и сама художница Вапке Феенстра из Роттердама.

   
   

Вапке Феенстра родом из провинциального городка Роттердам, где до начала 70-х женщина не могла даже устроиться на работу, если не была замужем. Но самая большая несправедливость, с которой Вапке пришлось столкнуться – это идея того, что все самое ценное в культурном плане сосредоточено только в столицах.

Жизнь будущей художницы, участницы биеннале современного искусства в Стамбуле и Москве изменили учителя-хиппи, которые научили её двум самым главным способностям: находить ценное и создавать ценное.

Вапке, родители которой были простыми фермерами, в юности часто выигрывала призы, гранты на реализацию своих творческих проектов. В 90-х она стала плотнее и больше общаться с художниками. По первому образованию Феенстра – социальный педагог, по второму – художник.

Она не стесняется признаться, что талант у неё был и есть, она могла бы «делать» картины только для богатых людей, но ей всегда «хотелось большего». В 2000-х она столкнулась с такой оценкой своей деятельности: «Ты нам нравишься, но не твои объекты».

В 2003 году Вапке собирает собственную творческую группу «Myvillages», объединяет её в некоммерческую организацию и начинает заниматься расширением границ настоящего искусства, запускающего жизнь в провинции.

«Хотела донести горожанам, что культура – это не только музеи и театры», - отмечает она.

   
   
Фото: Из архива/ Анастасия Каменская

Вапке путешествует по миру со своими проектами. В России она совместно с куратором и переводчиком Анастасией Каменской уже преобразила жизнь деревни Звизжи в Калужской области, сейчас занимается реализацией художественного проекта в селе Пушкино под Тверью (Калининский район, - прим. ред.). С чего все начинается?

Начнем с Калужской области. Звизжи – это маленькая деревня, которая находится рядом с популярным туристическим арт-парком – Николо-Ленивец.

«Когда она приехала в Звизжи, стала искать, чем это место может привлечь других людей. Была, например, найдена интересная глина, которая стала частью международного сельского магазина», - отмечает Анастасия.

Как гости потянулись в Звизжи? Вапке в 2013 году исследовала быт местных и выяснила, что здесь живут хранители культуры квашения капусты, целых 25 оригинальных рецептов приготовления данного яства знают местные.

«Первое растение следует посадить и накрыть горшочком, а остальным растениям приговаривать: «Расти капуста не пузатая, а головастая!», - передают из уст в уста в Звизжах.

Кстати, в Нидерландах до 1960 года родители часто отвечали маленьким детям на вопрос о том, откуда берутся дети, что малышей находят в капусте.

Был выпущен буклет «Квашеная капуста», создан разносторонний образ деревни, проведена работа над окружающим ландшафтом. Был возрожден местный школьный огород благодаря поддержке компании «Райк Цваан Россия». В проекте также приняла участие координатора из Ассоциации менеджеров культуры Ольга Гартман.

Фото: Из архива/ Анастасия Каменская

В итоге деревня сохранила свою идентичность, школу не закрыли, приток людей увеличился в несколько раз.

Частью любого проекта Вапке являются разговоры со старшим поколением о том, что бы они хотели передать молодежи. В таких беседах часто выясняется, что люди вспоминают о давно забытых талантах, увлечениях и самое главное – фактах из истории родного края.

«Сначала все говорят: я и не знаю, что рассказать. А потом начинают сами звонить и предлагать темы для беседы и идеи для изменения места. Мы никого не заставляем: кто не хочет, тот не работает. Это все обоюдно полезный процесс. И нам хорошо, и местным», - отмечает Каменская.

Кстати, одним из любимых блюд Вапке стал «русский суп со свеклой» или русский борщ, который она впервые попробовала в 2011 году.

Сейчас художница живет в Пушкино под Тверью. И занимается преображением данного села, в котором, к слову, находится единственное в мире производство гуслей Сергея Горчакова, на котором работают около 40 местных жителей. В год здесь производят порядка 2,5 тысяч инструментов и продают их в России, Европе и США. В прошлом Горчаков - автомеханик из Санкт-Петербурга.

В 2018 году мастерская сгорела. Официальная причина пожара – поджог. Но после клича о помощи в соцсетях, удалось организовать производство в вагончиках, а потом и отстроить новое здание. Команда мануфактуры запустила на ютубе свой этно-канал.

В селе, в целом, живут уникальные люди. Это чувствуется сразу. Как говорят местные: «место интересное, есть что-то в нем этакое, хотя, вроде, и ничего». Люди открытые, добродушные. Дети готовы проводить тайными тропками к бобрам, ежам, овцам и душистым сливам. Кстати, самый замечательный проводник и смышленый грибник – это пятиклассница Яна. А взрослые всегда накормят яблоками и подскажут дорогу.

Фото: Из архива

Фото: АиФ в Твери

Студентка Вероника расписывала гусли для метал-группы «Metallica», а 11-классник Дмитрий активно помогает Вапке в проекте, оригинально рисует, играет в баскетбол и хорошо знает английский, поэтому, когда Анастасии нет, выступает местным переводчиком для Феенстры, которая потихоньку осваивает русский язык.

Пушкино вообще имеет свой стиль. Многие тут рисуют или связаны с музыкой. Можно даже найти настоящие колесные лиры -  харди-гарди в доме-музее авиационного инженера, который их тут же изготавливает.

Фото: Из архива/ Анастасия Каменская

Вапке с Анастасией смогли подарить местной молодежи ощущение того, что не все прелести жизни сосредоточены в столицах, что изменить окружающую действительность можно даже при помощи небольших личных усилий. Итогом одно из проектов станет большое граффити – карта Пушкино глазами детей, которые отметили на ней все то, что они считают важным.

Фото: АиФ в Твери
Фото: Из архива/ Анастасия Каменская

«Важно было найти общую изюминку, мы приехали пообщались с людьми. Дети и подростки с удовольствием уезжают в Тверь, но у них ведь и своя культура богатая: шалаши, тропы, ролики. Детская культура. Во время пандемии дети записали аудиогид по селу на русском и английском языках, придумали логотип, который мы перенесли на стикеры и футболки. Карту они делали совместно с архитектором и стенографом из Москвы», - вспоминают участники проекта.

Стоит отметить, что в Пушкино все, от мала до велика, «уважают» футбол. Нет причин для отлынивая. И мальчики, и девочки гоняют мяч. Такие матчи тоже попали в документальный фильм, который снимает Вапке.

«Мы записываем интервью с людьми старшего поколения, о том, какие навыки и элементы культуры они хотят передать. Ещё в Пушкино готовят феноменальные пироги с селёдкой. Школа, администрация, – все идут навстречу. Дети часто хотят помочь и выступают операторами, звукооператорами, координаторами. Это прокачивает их личные скиллы. Они могут чему-то научиться, не выходя из дома. Многие понимают, что нужно быть толковым человеком, в мире без этого никуда», - заключает сотрудник автономной некоммерческой организации «Город-музей» Каменская.  

Фото: АиФ в Твери

Кстати, в Пушкино не пристегивают велосипеды, а обувь часто оставляют на пороге, говорят: «не воруют».  

Подробнее о проекте Pushkino_style можно узнать 25 сентября в Твери в «Рельсах», где выступят Анастасия Каменская, Вапке Феенстра и Ольга Гальченко (художница, Москва, ВШЭ, - прим. ред.)

Вапке объяснит, как из футбола на деревенской поляне, ёжиков, ящерок и роликовых коньков получается современное искусство. И покажем граффити, за которое отказался браться один из самых бесстрашных стрит-артистов центральной России.

Фото: Из архива/ Анастасия Каменская