У знаменитой усадьбы Знаменское-Раёк под Торжком в Тверской области появился шанс на вторую жизнь: на днях в Министерство культуры РФ передали проект по развитию этого творения гениального архитектора Николая Львова. Но лицом региона могли бы стать ещё десятки прекрасных усадеб. Однако в удовлетворительном состоянии находятся единицы из них.
Спасти Раёк
Архитектурный ансамбль Знаменское-Раёк построили в XVIII веке. Аналог ему сложно найти во всём мире. Созданная в виде ожерелья, усадьба стала подарком генерала Фёдора Глебова своей юной жене. Круговая колоннада, величественный дом, парк в английском стиле, каскады из прудов… Судьба у здания оказалась непростая.
В советские годы здесь расположили санаторий-профилакторий. Потом всё закрыли, а с 2000-х усадьба пошла по рукам: менялись арендаторы, архитектурный ансамбль передавали с баланса на баланс, он постепенно разрушался, стала протекать крыша. Наконец в 2022 году усадьбу отдали в оперативное управление Всероссийскому историко-этнографическому музею в Торжке.
Сейчас в архитектурном комплексе проходят различные культурные события, но сам он требует реконструкции. Помочь с возрождением шедевра этой весной местные жители просили лично Владимира Путина, когда тот приезжал в Торжок.
«Усадьба Знаменское-Раёк – ярчайший образец палладианства на русской земле. Третий год усадьба находится под крылом нашего музея, и мы стараемся наполнить её жизнью, – говорит директор Всероссийского историко-этнографического музея Ирина Жукова. – С 15 мая по 15 сентября у нас работает проект «Культурный сезон». На протяжении этих четырёх месяцев на территории усадьбы проходят концерты, выставки, лекции, гастрономические проекты и праздники. При этом в любое время года мы поддерживаем порядок на территории усадьбы и внутри неё.
Что касается реконструкции, у нас есть планы по восстановлению и развитию архитектурного комплекса. Уже разработана концепция, почти готова смета. Более детально говорить пока не буду, поскольку ещё требуется прохождение государственной экспертизы. 9 августа мы передали необходимую документацию в Министерство культуры РФ, результат будет известен в ноябре».
Нет людей – усадьба умирает
Архитектурное наследие – больная тема для Верхневолжья. До революции в Тверской губернии существовало около 1200 усадеб. Сейчас в десять раз меньше. Ветшает имение князей Ширинских-Шихматовых под Вышним Волочком. Уходит в забвение усадьба Гаслеров-Сназиных (Голубые озёра) в Удомельском округе. Рискует превратиться в груду камней знаменитая усадьба Полторацких в селе Грузины, что под Торжком, где несколько лет назад рухнули перекрытия.
Как и любое здание, усадьба требует хозяина. Нет людей – она умирает. Некоторым продлить жизнь из последних сил пытаются энтузиасты. Например, в Вышнем Волочке уже несколько лет неравнодушные жители спасают дореволюционный дом Рябушинских – редкий пример деревянного здания в стиле модерн.
Несколько лет назад его чуть было не отправили под бульдозер, но местные краеведы подняли шумиху на всю страну. Сегодня в старом здании силами волонтёров отремонтирована крыша, сделано новое крыльцо, электричество, а внутри проходят различные арт-события.
Поднять из руин остатки былой роскоши пытаются и за счёт инвесторов. Визитной карточкой Верхневолжья стала усадьба Степановское-Волосово, которую купил и восстановил бизнесмен Сергей Васильев (тот самый, что сейчас проходит по громкому делу о выводе «пенсионных» денег). Есть надежда и у имения генерала Куропаткина в Торопецком округе, которое пару лет назад приобрела архитектор и хозяйка одного из местных отелей. Но это единичные случаи.
При этом уже несколько лет в регионе действует закон, который позволяет арендовать историческое здание за рубль взамен на реставрацию. Но спонсорам непонятно, что будет после того, как отремонтируешь объект: можно ли будет его выкупить, на каких условиях и т.д. Тем более что были случаи, когда люди вкладывались в ремонт, а им потом в разы поднимали аренду или стоимость для выкупа.
Например, ту же усадьбу Степановское-Волосово Сергей Васильев купил в два раза дороже первоначальной стоимости, потому что сам же за время аренды успел привести её в порядок. Усадьбу в Райке тоже хотели купить прежние арендаторы, но отказались, когда узнали, что понесённые расходы им не учтут. Выходит, чем лучше сделаешь, тем дороже заплатишь. Не это ли отпугивает инвесторов?