И за рубль не надо! Почему нет желающих вкладываться в старинные усадьбы?

У знаменитой усадьбы Знаменское-Раёк под Торжком в Тверской области появился шанс на вторую жизнь: на днях в Министерство культуры РФ передали проект по развитию этого творения гениального архитектора Николая Львова. Но лицом региона могли бы стать ещё десятки прекрасных усадеб. Однако в удовлетворительном состоянии находятся единицы из них.

   
   

Спасти Раёк

Архитектурный ансамбль Знаменское-Раёк построили в XVIII веке. Аналог ему сложно найти во всём мире. Созданная в виде ожерелья, усадьба стала подарком генерала Фёдора Глебова своей юной жене. Круговая колоннада, величественный дом, парк в английском стиле, каскады из прудов… Судьба у здания оказалась непростая.

В советские годы здесь расположили санаторий-профилакторий. Потом всё закрыли, а с 2000-х усадьба пошла по рукам: менялись арендаторы, архитектурный ансамбль передавали с баланса на баланс, он постепенно разрушался, стала протекать крыша. Наконец в 2022 году усадьбу отдали в оперативное управление Всероссийскому историко-этнографическому музею в Торжке.

Сейчас в архитектурном комплексе проходят различные культурные события, но сам он требует реконструкции. Помочь с возрождением шедевра этой весной местные жители просили лично Владимира Путина, когда тот приезжал в Торжок.

Фото: АиФ в Твери

«Усадьба Знаменское-Раёк – ярчайший образец палладианства на русской земле. Третий год усадьба находится под крылом нашего музея, и мы стараемся наполнить её жизнью, – говорит директор Всероссийского историко-этнографического музея Ирина Жукова. – С 15 мая по 15 сентября у нас работает проект «Культурный сезон». На протяжении этих четырёх месяцев на территории усадьбы проходят концерты, выставки, лекции, гастрономические проекты и праздники. При этом в любое время года мы поддерживаем порядок на территории усадьбы и внутри неё. 

Что касается реконструкции, у нас есть планы по восстановлению и развитию архитектурного комплекса. Уже разработана концепция, почти готова смета. Более детально говорить пока не буду, поскольку ещё требуется прохождение государственной экспертизы. 9 августа мы передали необходимую документацию в Министерство культуры РФ, результат будет известен в ноябре».

Нет людей – усадьба умирает

Архитектурное наследие – больная тема для Верхневолжья. До революции в Тверской губернии существовало около 1200 усадеб. Сейчас в десять раз меньше. Ветшает имение князей Ширинских-Шихматовых под Вышним Волочком. Уходит в забвение усадьба Гаслеров-Сназиных (Голубые озёра) в Удомельском округе. Рискует превратиться в груду камней знаменитая усадьба Полторацких в селе Грузины, что под Торжком, где несколько лет назад рухнули перекрытия.

Как и любое здание, усадьба требует хозяина. Нет людей – она умирает. Некоторым продлить жизнь из последних сил пытаются энтузиасты. Например, в Вышнем Волочке уже несколько лет неравнодушные жители спасают дореволюционный дом Рябушинских – редкий пример деревянного здания в стиле модерн.

   
   

Несколько лет назад его чуть было не отправили под бульдозер, но местные краеведы подняли шумиху на всю страну. Сегодня в старом здании силами волонтёров отремонтирована крыша, сделано новое крыльцо, электричество, а внутри проходят различные арт-события.

Поднять из руин остатки былой роскоши пытаются и за счёт инвесторов. Визитной карточкой Верхневолжья стала усадьба Степановское-Волосово, которую купил и восстановил бизнесмен Сергей Васильев (тот самый, что сейчас проходит по громкому делу о выводе «пенсионных» денег). Есть надежда и у имения генерала Куропаткина в Торопецком округе, которое пару лет назад приобрела архитектор и хозяйка одного из местных отелей. Но это единичные случаи.

При этом уже несколько лет в регионе действует закон, который позволяет арендовать историческое здание за рубль взамен на реставрацию. Но спонсорам непонятно, что будет после того, как отремонтируешь объект: можно ли будет его выкупить, на каких условиях и т.д. Тем более что были случаи, когда люди вкладывались в ремонт, а им потом в разы поднимали аренду или стоимость для выкупа.

Например, ту же усадьбу Степановское-Волосово Сергей Васильев купил в два раза дороже первоначальной стоимости, потому что сам же за время аренды успел привести её в порядок. Усадьбу в Райке тоже хотели купить прежние арендаторы, но отказались, когда узнали, что понесённые расходы им не учтут. Выходит, чем лучше сделаешь, тем дороже заплатишь. Не это ли отпугивает инвесторов?

Компетентно
Председатель Тверского отделения ВООПИиК Вадим Рыбачук: «Можно ли спасти усадьбы? Можно и нужно. Для этого есть несколько вариантов развития. Первый – это частное владение, как усадьба Степановское-Волосово в Зубцовском округе. Другой путь – восстановление за счёт государства, тем более что сегодня в стране выделяют серьёзные средства для развития туризма. Третий вариант – государственно-частное партнёрство, когда объект предоставляется инвестору в аренду за символическую плату и тот занимается его реставрацией. Есть ли люди, готовые вкладываться в объекты культурного наследия? Есть. Другое дело, что по-прежнему существует большое количество бюрократических препонов. Кроме того, сегодня нужен национальный проект по сохранению объектов культурного наследия. Ведь есть федеральные программы по улучшению дорог, медицины, образования – и мы действительно видим изменения в данных сферах. Подобное должно быть и в сфере культуры. В этом году Тверская область вошла в пилотный проект по сохранению объектов культурного наследия, который будут реализовывать через крупный финансовый институт Дом.РФ. Но пока федеральные коллеги запросили у нас информацию лишь по трём-четырём объектам. То есть говорить, что это будет масштабный проект, который существенно изменит ситуацию, в данный момент нельзя. При этом, говоря о восстановлении исторических зданий, надо понимать, что мало просто отреставрировать объект. Важно найти актуальную форму его существования. В каждом здании должна быть жизнь, иначе всё снова начнёт разрушаться».