Импортозамещение нашей стране необходимо как воздух. Особенно это важно, когда речь идёт о продовольственной безопасности. Не оспаривая необходимость выращивать популярные зерновые, овощи и фрукты, Россия также обращается к традициям, уходящим своими корнями в глубину веков.
Начало августа – время созревания льна на тех, к сожалению, немногочисленных по сравнению с былыми временами полях, которые им засеяны. Ещё пара недель – и начнётся уборка этой исконно русской, идеально подходящей для нашего климата культуры. Какие надежды возлагают экономисты и учёные на лён и техническую коноплю? Ответ на этот вопрос знают в расположенном в Твери Федеральном научном центре лубяных культур.
Смысл жизни
Этот центр – особая гордость Верхневолжья. Он объединил под своим крылом учёных пяти регионов, для которых лён и всё, что с ним связано, стало смыслом жизни, основой профессиональной деятельности. Здесь проводят научные исследования в трёх направлениях, без которых развитие отрасли абсолютно невозможно. Это селекция, агротехника и механизация.
Сотрудников и особенно руководство этого научного центра можно смело обозначить как хранителей ценных наработок, созданных в отрасли за десятки, а то и сотни лет. Но хранителей не пассивных, а деятельных, предлагающих новые сорта лубяных культур, технологии их возделывания и переработки, способы использования. Только вдумайтесь: около 900 научных работ за пять лет! За три года – порядка 50 патентов.
Лён у большинства из нас в первую очередь ассоциируется с тканью: дышащей, натуральной. Это справедливо, но лишь отчасти. Те, кто пробовал льняное масло, едва ли забудут его неповторимый вкус и запах. А для многих бабушек и прабабушек это вкус детства, по которому люди так скучают! Льняная каша, хлеб с семенами льна, сладости с добавлением льна позволяют сделать питание более здоровым. Проверено самой историей, ведь вплоть до конца XVIII века льняного масла в России производили больше, чем подсолнечного. А сил и энергии для труда, для содержания больших семей, для воспитания многочисленных детей тогда требовалось ох как много!
А разве не обидно, что мы так мало знаем о косметике на основе льна или о прекрасно заживляющем раны и пахнущем орехами конопляном масле? А ещё лён – это утеплители и бинты, брезент и порох; техническая конопля – это парусина и стройматериалы… Мы бы могли вовсе потерять эти технологии, если бы не ответственность и влюблённость в своё дело учёных – наших земляков, сочетающих традиции с новейшими идеями и прогрессивными технологиями.
Умное поле
О проблемах, которые преследуют льняную отрасль без малого тридцать лет, жители нашего региона, особенно старшее поколение, знают не понаслышке. Когда-то они любовались на бескрайние поля голубого цвета (лён очень красиво цветёт!), а потом посевные площади начали сокращаться; льнозаводы, кормившие сотни семей, постепенно сворачивали свою деятельность. Пошла цепочка: машиностроителям стало невыгодно производить льноуборочные машины. А теперь устаревшие методы в растениеводстве разве кого-то способны заинтересовать?
Директор Федерального научного центра лубяных культур доктор технических наук Роман Ростовцев опубликовал 170 собственных научных работ, в том числе монографии и учебные пособия, связанные с механизацией отрасли. Он автор порядка 50 изобретений и полезных моделей, многие из которых внедрены в производство. Новая агротехника, отличная от той, что предназначена для уборки иных культур, вносит огромный вклад в восстановление и развитие льноводства. Вплоть до того, что инженеры и конструкторы разработали технические средства для «умного льняного поля», где будут работать беспилотные комбайны, управляемые при помощи систем спутниковой навигации.
Конечно же, труд таких изобретателей – командный, поэтому сохранению коллектива, созданию достойных условий труда и особенно привлечению молодых учёных в институте льна уделяют первостепенное внимание.
«В новых лабораториях нашего центра работают в основном недавние выпускники тверских высших учебных заведений. Для них установлено современное оборудование, введены стимулирующие надбавки вплоть до 35-летнего возраста, – рассказывает Роман Ростовцев. – Их труд интересный и творческий. Это, например, молекулярно-генетические исследования для оценки селекционного материала, создания элитных семян и новых сортов лубяных культур. Или изучение полезных свойств льна и разрешённых для возделывания сортов конопли с точки зрения здорового питания, влияния на организм человека».
Удача для молодых
«Мне всегда нравилась химия, и здесь я нашла себя в исследовании лубяных и масличных культур, возможностей их использования в пищевой промышленности. Работаю второй год, в центр меня пригласили сразу после окончания Тверского государственного технического университета по профилю «химические технологии биологически активных веществ», – поделилась младший научный сотрудник центра Агата Гончарова. – Считаю это большой удачей, ведь я мечтала заниматься наукой, но при этом мне не хотелось уезжать из родного города».
Стоит ли говорить, насколько для Твери важно, чтобы здесь, а не в столицах, оставались перспективные кадры. А для этого нет иного способа, кроме взаимодействия предприятий и организаций со студентами, предоставления рабочих мест, способных «зацепить» молодёжь. Хорошо, что есть руководители, которые это понимают. И реально действуют в этом направлении.
«В сотрудничестве с НИИ лубяных культур мы достигли определённых успехов в таком направлении, как механизация и совершенствование агротехники. Это очень актуально: импортная техника для возделывания и уборки льна стоит баснословных денег, отечественная – в дефиците, – объяснил заведующий кафедрой технологических и транспортных машин и комплексов Тверской государственной сельскохозяйственной академии Вячеслав Голубев. – При этом у отрасли и студентов, готовых в ней работать, должны быть перспективы. А на центр можно опереться».
«Длинные» деньги
Технической конопле в нашей стране да и в мире в целом не повезло ещё больше, чем льну. С тех пор, как определённые сорта этого растения были справедливо признаны наркосодержащими, под волну запрета на выращивание стали попадать и другие сорта, из которых до этого делали масло, постельное бельё, обувь и сумки... Аграрии перестали связываться с коноплёй, как говорится, от греха подальше. Но в феврале 2020 года Правительство РФ издало постановление, чётко определяющее, каким критериям должны соответствовать выращиваемые в России сорта мака и конопли, в том числе в промышленных целях.
Результат не заставил себя ждать: посевных площадей по разрешённым видам конопли в этом году стало в три раза больше. Учёные предлагают использовать эту культуру для изготовления топлива и батареек, пластика, нетканого волокна и даже многоразовых подгузников. Агробизнес не дремлет: значит, опять же, понадобится специальная техника и селекция – без взаимодействия с наукой не обойтись.
К «длинным» деньгам и сложным процессам в сельском хозяйстве неизбежно обращается любая страна, стремящаяся стать самодостаточной и богатой. Для России это означает развитие льноводства и коноплеводства. Может, оно и к лучшему: натуральная продукция, свойственная именно для данной местности, подвести не может.
Кстати
У тверских учёных Федерального научного центра лубяных культур есть также интересные разработки по борьбе с борщевиком. Избавляться от агрессивного растения, заполонившего огромные территории, предлагается как механическими способами, так и с помощью гербицидов, а также используя биологических «недругов» борщевика: бактерии, насекомых, улиток и т.д. Некоторые из этих идей реализованы в Подмосковье.