«Да когда же это кончится? Пятнадцатый звонок за день!» Практически каждого жителя региона регулярно атакуют телефонные спам-звонки и смс-сообщения. Купите товар, посетите «бесплатные» курсы, вам предварительно одобрен кредит, пройдите опрос, прослушайте «важную» информацию – вызовы поступают и днем, и ночью, и в самый неподходящий момент. Корреспондент «АиФ в Твери» выяснял, есть ли от этого защита в принципе.
Не спрятаться, не скрыться
Статистика спам-звонков в России не ведётся, но, по данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в текущем году число жалоб выросло вдвое. То есть проблема нарастает, как снежный ком. Три года назад автор этих строк отказался от домашнего стационарного телефона – настолько одолели его эти звонки.
Периодически возникает ощущение, что телефонный аппарат буквально на следующий день после изобретения его Александром Беллом превратился в инструмент «психических» рекламных атак. В архиве нашей редакции есть небольшая вырезка из газеты «Красный Север» за 25 декабря 1925 года. В ней сообщается, что в Англии люди начали отказываться от домашних телефонов, потому что по всей стране «свирепствует эпидемия... телефонной рекламы». «К телефонным абонентам с утра до ночи звонят агенты торговых фирм, предлагая всевозможные товары», – писало издание почти столетие назад.
С проблемой – и это уже очевидно – сталкивались и сталкиваются все страны с рыночной экономикой. Например, от звонков нет спасения жителям Нидерландов (Голландии). Мы связались с уроженцем Твери Сергеем, который живет в Гааге. Он сообщил, что тоже пострадал от агрессивного маркетинга, и рассказал, как голландское государство пытается оградить людей от назойливых звонков.
«До 1 июля 2021 года существовал специальный сайт-реестр «Не звоните мне», там жители регистрировали свои телефонные номера. Регистрация означала запрет совершать рекламные вызовы на номер, – говорит Сергей. – Однако такой подход не сработал. Дело в том, что бремя доказательства лежало на гражданах, а звонившие компании скрывали свой номер. Так что наказать агрессивных продавцов было невозможно. Это приводило к массовым жалобам со стороны граждан в правительственное Агентство по защите потребителей. В 2019 году было зарегистрировано около тысячи жалоб, а в 2020-м уже 3200.
С 1 июля сайт-реестр закрыли, и теперь продавцам необходимо заранее получать согласие человека на принятие звонков с коммерческими предложениями. Исключение сделано только для текущих и бывших клиентов: им звонить можно, но рекламное предложение должно быть связано с продуктом или услугой, которую человек уже покупал или покупает. При этом во время звонка продавец обязан упомянуть, что собеседник вправе прямо сейчас отказаться от контакта и запретить беспокоить его в будущем. Кроме того, теперь запрещено скрывать номер звонящего. Если в Агентство по защите потребителей вновь поступит жалоба от абонента, оно потребует от коммерсантов предъявить доказательство согласия гражданина на звонки. Обществу новый закон понравился. «Конец телефонного террора» – такие заголовки были в местных СМИ».
Кто сливает номера?
Первое, о чём задумывается тверичанин, измученный телефонным спамом: откуда у них мой номер? У одного из операторов связи Tele2 мы прямо спросили, кто «сливает» коммерсантам номера телефонов и могут ли этим заниматься сами операторы связи. Ответ был категорическим: базы данных абонентов надёжно защищены.
«У нас установлены сертифицированные системы безопасности, мы проводим онлайн-мониторинг в целях противодействия утечкам. За годы работы у нас не было ни одного прецедента массовой утечки данных клиентов. Надежная технологическая система предотвращает инсайдерские утечки и оперативно реагирует в том числе на внутренние угрозы», – говорится в этом ответе. При этом оператор уточняет, что «на всех тарифах Tele2 действует первый контур защиты: встроенная антиспам-система с помощью технологий big data выявляет нежелательные вызовы, в том числе звонки-сбросы. Аналитические алгоритмы распознают спам-звонки по продолжительности, частоте, массовости и реакции на них пользователя. В сутки обрабатывается примерно 5–6 миллионов таких вызовов, включая звонки-сбросы».
Тогда, быть может, источником «слива» является кто-то ещё? Бывшая сотрудница колл-центра, располагавшегося на улице Республиканской в Твери, по имени Алёна рассказала нам, что по заданиям коммерческих структур этот колл-центр занимался многоступенчатым продвижением одежды, лекарств, детских игрушек и других товаров. По её словам, источником утечки часто являются сами абоненты.
«У нас было огромное помещение с множеством рабочих мест, сотрудников – как пчёл в улье. Я с утра до вечера висела на телефоне, консультируя людей, – рассказала Алёна. – Была такая схема. Нужно было разгадать кроссворд и из выделенных букв и цифр составить ключевое слово. Если оно совпадало, например, с годом вашего рождения, вы как бы получали шанс выиграть 3 миллиона рублей. Был указан телефон нашего колл-центра. Я отвечала на звонки заинтересовавшихся. Помню одну женщину: я, говорит, всё разгадала, куда теперь приезжать за деньгами? Отвечаю ей, что она стала участником акции: «Для того чтобы претендовать на выигрыш, нужно купить товар на определённую сумму. Чем больше вы закажете, тем выше вероятность победить. Назовите свои ФИО, адрес и телефон, и мы вышлем вам каталог». Некоторые называли и после этого заказывали товара на 700 тысяч рублей».
Второй вопрос, который беспокоит абонентов: можно ли привлечь спамера к ответственности и куда жаловаться? Как выяснилось, полиция в России этим не занимается. «Мне тоже поступают такие вызовы. Действия звонящих подпадают под статью 13.11 КоАП РФ «Нарушения в области персональных данных», но это не наши полномочия, а Роскомнадзора, у нас только телефонные мошенники в клиентах», – сообщила руководитель пресс-службы Управления МВД России по Тверской области Любовь Чернобаева.
Также можно пожаловаться в Роспотребнадзор на нарушения своих прав потребителя, но потребуются доказательства, что действия позвонивших назойливы. Наконец, этим занимается ФАС. Так, в апреле этого года в регионе возбудили пять административных дел за распространение посредством телефонной связи и электронной почты заявителей в отсутствие их согласия рекламы стоматологических, образовательных, банковских и других услуг. Но такие расследования – всё ещё редкость, потому что лишь единицы обращаются за защитой своих прав.
Кстати
- Настройки смартфонов позволяют снизить число нежелательных звонков, заблокировав звонки с неизвестных абоненту номеров. На Android: настройки» / телефон / блокировка номеров / блокировка неизвестных абонентов. В iPhone: настройки / телефон / заглушение неизвестных.
- Проверить, кто звонил, можно с помощью приложения «Гетконтакт», позволяющего видеть, как вы записаны у других пользователей. Минус в том, что программа получает полный доступ ко всем контактам в телефонной книге.
- Сайт neberitrubku.ru является «народной» базой нежелательных контактов, там можно проверить, что за неизвестный звонил вам.
- У всех операторов «большой четвёрки» есть платные и бесплатные версии сервисов блокировки звонков и СМС, а также определитель звонков со скрытых номеров.
- Тверская полиция рекомендует относиться ко всем сомнительным звонкам как потенциально мошенническим. То есть пытаться избежать разговора, сославшись на занятость, отвечать уклончиво, не сообщать персональную информацию.
Денис КУЗНЕЦОВ