В Торопце два озверевших пса растерзали кошку, в Торжке одичавшая собака набросилась на бабушку с внучкой, в Твери бродячий пёс в подъезде покалечил кота, а в Кимрах стаи лохматых бродяг разгуливают по городу, облаивая всех на своём пути. Это данные лишь за последние дни. «бродячему террору» нет конца и края.
Зверство какое-то
Накал проблемы не только в нашем регионе, но и по всей стране таков, что депутаты Госдумы предложили внести поправки в федеральный закон «Об ответственном обращении с животными». Сейчас в стране должна действовать система «отлов – стерилизация – вакцинация – выпуск». Бродячих животных положено ловить, кастрировать, прививать и возвращать на городские улицы. Теперь предлагается запретить выпускать бездомных псов обратно и разрешить регионам самостоятельно регулировать их численность.
Сколько средств и усилий на это потребуется? В Нижегородской области, одной из немногих в России, где реально решают проблему безнадзорных животных, разработали норматив: на сто тысяч населения нужно построить один приют на сто собак. Получается, что в Тверской области, где живёт 1 млн 300 тысяч человек, желательно построить 13 приютов. А по факту у нас даже в областном центре один муниципальный открыть не могут, хотя он построен в Больших Перемерках и в нём всё готово для содержания ста животных. Не хватает лишь одного: ликвидировать бюрократические проволочки и определиться, кто именно будет отвечать за приют. Еженедельник «АиФ в Твери» писал об этом минувшей осенью, но за полгода ситуация не изменилась.
Есть ещё два крупных частных приюта, которые содержатся на средства неравнодушных людей. В бежецкой «Новой жизни» изначально планировали разместить двести собак, но сейчас их уже четыреста. В другом частном приюте «Love Animals» («Лав Энималс» – «любить животных», перевод с англ.), который, как и недействующий муниципальный, расположен в Больших Перемерках, живут более 300 собак и свыше 50 кошек. Есть маленькие приюты, открытые энтузиастами, например «Моё собачье дело» в Калининском районе. Но этого явно недостаточно. Да и не должны власти перекладывать всю ответственность на энтузиастов и меценатов.
В ответе за братьев меньших
С 2018 года, после закрытия пункта передержки в Рамешках, где, как выяснилось, животных за бюджетные деньги убивали и сжигали, гарантированно пристраивать бродяг фактически некуда. Между тем в одной только Твери в прошлом году планировалось заключить контракты на отлов пятисот голов, однако так и не заключили. Сейчас бездомных животных в приюты отводят неравнодушные граждане.
Руководитель «Love Animals» Ольга Рябова уверена, что помимо создания приютов нужно прививать культуру отношений человека и животных: «Воспитание личной ответственности – ключевая задача в этом вопросе наряду с подготовкой специалистов в сфере ухода за животными и борьбы с коррупцией в системе подрядов на отлов. Как правило, братья наши меньшие оказываются на улице из-за необдуманных действий хозяев, и они будут бесконтрольно размножаться, если за этим не следить».
Пока именно так и получается. Вдумайтесь: за три года одна собачья пара и её потомство способны произвести на свет в общей сложности 500 щенков, и почти все они – будущие бомжи. Неудивительно, что число одичавших четвероногих и их жертв стремительно растёт. И если не выделить на решение проблемы деньги сейчас, то потом их потребуется в разы больше.
Кстати
Для того чтобы накормить 400 собак, приюту «Новая жизнь» в Бежецке требуется в месяц тонна каши, пять туш коров и гора куриных лапок для похлёбки. По словам хозяйки приюта, она оплачивает 85% средств из своего кармана.
Артур КОРОЛЁВ