«Профессионализм важнее». Станислав Петрушенко – о проблемах и их решениях

Станислав Петрушенко / Из личного архивa

«Проблемы в тех или иных отраслях возникают зачастую не из-за недостатка финансирования, а из-за слабой организации. Людей на должности следует отбирать по уровню профессионализма, а не по уровню личной преданности. Плюс должно быть желание досконально разобраться в порученной тебе сфере», – уверен председатель постоянного комитета по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу Законодательного Собрания Тверской области Станислав Петрушенко.

   
   

Через его комитет проходит практически половина расходной части областного бюджета. Это и строительство, и ремонт дорог, и благоустройство… Тридцатилетний стаж работы в частных компаниях позволяет депутату вникать в детали и решать проблемы, о которых он, кстати, предпочитает говорить прямо.

Почему не чистят тротуары?

– Станислав Анатольевич, этой зимой в Твери было много жалоб на уборку дорог от снега. В чём причина? Слишком снежная зима?

– Зима, конечно, снежная, однако в Москве я попал в феврале под ледяной дождь, который пошёл на следующий день после обильного снегопада, и увидел при этом адекватную чистку дорог и тротуаров. Говорят, что Твери на уборку снега выделяют мало денег, но это не так. Ещё в 2017 году я сопоставлял данные по четырём областным центрам России. В Воронеже, где протяжённость улично-дорожной сети 1400 км, на её зимнее содержание было заложено 990 млн рублей. В Твери с протяжённостью 600 км – 528 миллионов. В Липецке выделялось 510 млн руб., при этом площадь этого города почти в два раза больше Твери – 330 кв. км против 152. Похожая ситуация и в Саратове. С тех пор ничего особо не изменилось, однако эти города с уборкой вполне справляются.

В Твери нет вопросов по магистральным дорогам – их действительно чистят. Но нужно организовать работу и по расчистке второстепенных дорог и тротуаров! Маленькие машины для этого куплены, но на зарплату для тех, кто мог бы их водить, не хватает средств. Как можно решить проблему? В каждом районе города есть предприятия, где зимой мало работы для экскаваторщиков, погрузчиков и т.д., а зарплату им платить надо. Предложите руководителям контракты на чистку немагистральных улиц, и они согласятся даже по себестоимости. Я не раз отправлял свои рекомендации по этому поводу, но отклика так и не нашёл.

– А при строительстве и ремонте дорог тоже можно сэкономить?

– Иногда да. Например, в асфальтовую дорогу от одного из райцентров к населённому пункту, где проживает порядка 600 жителей, вложили 440 млн рублей. Я бы лучше сделал «грунтовку» за 150 миллионов, а остальное потратил на развитие этого села. Однако, когда я сказал об этом самим жителям, они со мною не согласились. Мол, грунтовую дорогу содержать надо. Ну и что? Небольшой части высвободившихся денег хватило бы на два-три грейдера, с помощью которых можно было бы приводить в порядок ещё и окрестные дороги. Да, от содержания грунтовой дороги зависит многое. В 2011 году, чтобы проехать участок между Лихославлем и Рамешками длиной 35 км, я тратил два часа. Поставил вопрос ребром, чтобы за ней ухаживали, и теперь этот путь занимает 30 минут.

   
   

Вот при укладке асфальтобетонного покрытия на качестве экономить нельзя. При приёмке каждой дороги в Тверской области делают контрольный отбор проб качества и отправляют на исследование, и это абсолютно правильно. Лет семь назад я поднял вопрос о том, что делать это нужно обязательно в присутствии не только представителей дорожного фонда, но и Минконтроля, чтобы исключить сдачу проб с неотремонтированного покрытия автодороги.

Выборы как экзамен

– Вы больше 12 лет являетесь депутатом областного парламента. Что за это время вам особенно запомнились?

– Пожалуй, результаты своих первых выборов в 2011 году и вторых в 2016-м. Двенадцать лет назад я баллотировался по партийному списку «Единой России», не являясь её членом – просто хотелось реально что-то изменить. Спустя пять лет шёл уже как одномандатник по избирательному округу, включающему в себя Лихославльский, Спировский, Рамешковский районы и часть Вышневолоцкого, и показал второй в Тверской области результат по процентам проголосовавших жителей. Ощущение было такое, будто экзамен выдержал.

В 2013–2014 годах мы с Андреем Епишиным, тогда спикером Заксобрания, внесли в закон «О градостроительной деятельности на территории Тверской области» изменения, касающиеся проектирования инженерных сетей. В результате упрощения этого процесса получалась серьёзная экономия средств. И уже через два месяца Дмитрий Медведев – тогда председатель Правительства России – предложил внести такие же изменения в Градостроительный кодекс РФ. Мы понимали, что за основу был взят наш тверской закон.

Повлиять на федеральное законодательство также удалось во время пандемии. В перечень застройщиков, имеющих право воспользоваться льготами, тогда забыли включить индивидуальных предпринимателей. Один из них обратился к нам. Летом 2020 года мы исправили эту ошибку на региональном уровне, а в октябре был принят аналогичный федеральный акт.

Фото: Законодательное собрание Тверской области

– Ваш комитет перешёл к вам в 2016 году от мэтра тверской политики Александра Тягунова…

– Я считаю его одним из своих учителей. Мы познакомились по работе в строительной отрасли, когда мне было 23 года. Александр Александрович отличается способностью находить выход из любого положения и договариваться со всеми. Может провести переговоры людей с натянутыми отношениями. Работа комитета за пять лет его руководства была чётко выстроена. Я её подхватил и уже со временем что-то менял.

«Волга» или «Яндекс»?

– При непосредственном участии вашего комитета в пяти городах региона прошла транспортная реформа. А вы сами хотя бы иногда ездите на синих автобусах «Транспорта Верхневолжья»?

– Периодически езжу, а дочь и младший сын ездят каждый день в школу. Впечатления в целом положительные. Но стратегическая цель – чтобы на общественном транспорте передвигаться стало удобнее, чем на личном – в Твери пока не достигнута. Думаю, мы ещё вернёмся к анализу возрастающего пассажиропотока и работы приложения «Волга». Один из вариантов – перейти на приложение «Яндекс Транспорт».

– В областном центре благоустроили несколько территорий по итогам рейтингового голосования. Что понравились лично вам?

– Мигаловская набережная. Я даже пожалел, что продолжение её реконструкции не выиграло в прошлогоднем голосовании. А вообще беда тверских проектировщиков в том, что они делают всё исключительно по техзаданию, даже не пытаясь что-либо улучшить. Вот сделали парк на улице Громова. На выездном заседании нашего комитета я обратил внимание, что дорожки там слишком узкие – метра по полтора. Если бы их сделали шире, на них можно было кататься на велосипедах и самокатах. Так и не исправили. Ответили, что здесь нет веломаршрута. Но в таком случае его никогда и не будет. У тех, кто здесь живёт, прежде всего у молодёжи, совета не спросили.

– А почему детсады и школы зачастую сдаются не в срок?

– Потому что даются нереалистичные обещания. Есть нормативные сроки строительства, и от них не уйти. Если сделать быстрее, то пострадает качество. Чтобы увязать одно с другим, необходимо более долгосрочное планирование. Идеально уже до апреля этого года определиться, какие объекты мы будем строить в 2025 году, чтобы заранее провести торги на изготовление проектной документации, чтобы к концу года она была готова. А не давать на проект два месяца и не торопить потом подрядчиков. Впрочем, в половине регионов есть такая проблема.

Вопрос в цене

– Как вы отдыхаете от законотворческой деятельности?

– Люблю кататься на горных лыжах. Правда, последние два года времени на это у меня не было, да и российские горнолыжные курорты не радуют адекватными ценами. Надеюсь, что хорошую трассу скоро построят в Завидово. Вопрос, опять же, в цене: боюсь, что она будет не для жителей Твери. Но вот в аквапарк туда, я уверен, хотя бы иногда сможет съездить каждый. И это здорово. Вообще нужно чаще замечать хорошее, несмотря на имеющиеся проблемы и трудности.

Досье

Станислав Петрушенко

Родился 17 сентября 1968 года в Твери. Закончил Российскую академию народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ в 2013 году. Трудовую деятельность начал в 1993 году с должности заместителя директора АО «Вист» (город Тверь). В дальнейшем занимал руководящие посты в строительных и энергетических компаниях Твери, Москвы, Клина. Депутат Заксобрания Тверской области пятого, шестого и седьмого созывов. Женат, трое детей.