«Воля народа сильнее». Рами Аль-Шаер – о решении палестинского вопроса

«Израиль и самые могущественные сверхдержавы на Земле не смогут помешать палестинцам в достижении их справедливой и законной цели создания своего независимого государства. Воля палестинского народа сильнее, чем все американские флоты и базы, вместе взятые», – уверен политолог, публицист и общественный деятель Рами Аль-Шаер.

   
   

Военный конфликт на Ближнем Востоке набирает новые обороты. Ситуацию комментирует Рами Аль-Шаер, излагая по всем вопросам личное субъективное мнение и освещая информацию, исходя из собственных данных.

Фото: АиФ в Твери/ Вадим Дорохин,

При чём здесь Иран?

Александр Фёдоров: Рами, 1 апреля израильские силы разрушили здание консульства Ирана в Дамаске, были убиты 16 человек, в том числе высокопоставленные иранские генералы. В ответ на это 13-14 апреля последовали иранские удары по Израилю. В чём основная причина произошедшего?

Рами Аль-Шаер: Согласно международным нормам, удар по иранскому консульству равносилен удару по территории Ирана, несмотря на то, что здание данного консульства расположено в Сирии. Исламская Республика Иран имела полное право нанести ответный удар, и она это сделала. Отношения Ирана и Израиля напряжены ещё с начала 1980-х годов. Еврейское государство тогда аннексировало большую часть Голанских высот, исторически относящихся к территории Сирии. На фоне беспрецедентной военной операции в секторе Газа Израиль продолжает наносить удары с воздуха по различным объектам в Сирии. Иран помогает сирийцам в экономическом и военном направлении, стоит на их стороне в сирийско-израильском конфликте.

Да это и не просто конфликт: это серьёзнейшая проблема. Генеральная ассамблея ООН потребовала от израильтян покинуть Голанские высоты, но, вопреки данному решению, Вашингтон в 2019 году признал суверенитет Израиля над оккупированной им территорией и отверг призывы вернуть её Дамаску. Тегеран сегодня – часть большой команды, поддерживающей сопротивление стран Ближнего Востока западным двойным стандартам.

– Атака Ирана на Израиль – на ваш взгляд, это адекватный ответ на разрушение здания консульства?

– Ответ был взвешенным и обдуманным. Иран максимально попытался исключить любые жертвы среди гражданского населения и разрушение мирных объектов. По моим данным, он запустил по Израилю 185 беспилотников, 36 крылатых ракет и 110 ракет класса «земля-земля». Исламская республика заранее попросила страны, через которые полетели снаряды, закрыть на это время своё воздушное пространство, чтобы жертвами атаки не стали самолёты гражданской авиации.

   
   

При этом иранцы осознавали, что своей цели – повредить израильские военные объекты – достичь будет очень сложно. Собственно, поэтому они и выпустили такое большое количество орудий: с надеждой, что хотя бы 2-3% из них выполнят свою задачу. Да, подавляющее большинство иранских снарядов были сбиты мощной израильской системой ПВО. Но вдумайтесь: Израилю и США это обошлось в сумму порядка 1 млрд долларов, Иран же потратил не более 10 млн долларов. Однако дело даже не в деньгах. Главное – Иран дал понять, что не намерен оставлять без ответа нападение на его представителей или объекты где бы то ни было. И он этой цели добился.

– Удовлетворены ли вы оценкой произошедших событий Организации Объединённых Наций?

– Позиция ООН была правильной. Большинство её членов, включая Россию, Китай и страны Ближнего Востока, осудило удар Израиля по консульству Ирана. В то же время попытки США и Израиля добиться от этих стран осуждения ответной атаки не увенчались успехом, поскольку удар по консульству – это нарушение устава ООН и международного права. С просьбой осудить иранскую атаку Израиль обращался в том числе и к России через своё посольство. Но позиция Министерства иностранных дел РФ была чёткой: наша страна понимает право Ирана на самооборону. Российские дипломаты призывают стороны к сдержанности, к решению своих проблем путём переговоров. При этом Россия, безусловно, поддерживает право палестинцев и сирийцев на освобождение своих территорий от израильской оккупации.

Путь к завершению кровопролития

– Прошло три месяца с тех пор, как Международный суд ООН в Гааге обязал Израиль принять срочные меры по недопущению уничтожения палестинского народа в секторе Газа. Выполняется ли решение суда?

– Спасибо ЮАР за то, что она обратилась в суд, но изначально было понятно, что у Израиля и США свои планы и они не станут реагировать на его решение. По данным минздрава Палестины, на момент вынесения судебного решения в результате конфликта на западном берегу Иордана и в секторе Газа погибли свыше 26 тысяч палестинцев. А сейчас уже 34 тысячи погибших.

Я считаю, что задача мирового сообщества – возобновить престиж ООН, чтобы её решения действительно исполнялись. Это касается как создания независимого палестинского государства, так и освобождения оккупированной части Голанских высот, и прекращения нарушения Израилем воздушного пространства юга Ливана.

– Вы писали о том, что глава политического бюро ХАМАСа Исмаил Хания, получив известие о гибели своих детей и внуков в результате израильского обстрела в лагере беженцев сектора Газа, заявил: «Я благодарю Аллаха за эту честь, за то, что три моих сына и три внука удостоены мученической смерти». Такие заявления – на ваш взгляд,  фанатизм или подвиг?

– Семья Исмаила Хании воплощает борьбу палестинского народа. Траурные мероприятия по погибшим стали символом этой борьбы. Хания также сказал: «Кровь моих сыновей не дороже крови нашего народа, принявшего мученическую смерть в Газе. Все они – мои дети. Враг не добьётся своих целей и не склонит нас к невыгодным нам переговорам».

Поясню: ХАМАС направляет своих представителей на переговоры не для достижения соглашения о прекращении боевых действий, а чтобы ещё раз проинформировать другую сторону о том, что прекращение битвы возможно исключительно на условиях палестинцев. Я уверен, что необходимо как можно скорее сформировать делегацию от Организации освобождения Палестины, чтобы начать серию международных встреч по механизму создания независимого палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме. Именно это – путь к завершению кровопролития.

Судьба гуманитарной миссии

– В секторе Газа 2 апреля погибли семеро иностранных сотрудников гуманитарной организации «Всемирная центральная кухня». Что за этим может последовать?

– Израильская армия утверждает, что этот удар был вопиющей ошибкой, но я считаю его преднамеренной акцией, направленной на срыв международных гуманитарных усилий по помощи палестинцам. С момента начала кризиса Всемирная кухня приготовила и раздала 43 млн порций горячего питания в секторе Газа и 1,75 млн порций в Израиле. В официальном заявлении ВЦК говорится, что на её автомобили были нанесены логотипы организации и все перемещения её сотрудников координировались с израильской армией. Тем не менее её конвой обстреляли на выезде со склада в палестинском городе Дейр-эль-Балах после выгрузки более 100 тонн гуманитарных грузов.

Как и ожидалось, западные страны потребовали провести независимое расследование по факту гибели членов благотворительной миссии. Но я считаю, что это вопиющее событие должно побудить мировое сообщество ещё раз поднять вопрос о немедленном прекращении огня в Газе. Это требование должно подкрепляться работой над ключевым вопросом для разрешения палестино-израильского конфликта: образования независимого палестинского государства.

Досье

Рами Аль-Шаер. Родился в 1955 году в Палестине. Получил высшее военное образование в Москве. В 1975 году был направлен в Россию в качестве военного атташе. С 1983 по 1986 год – посол Палестины в Советском Союзе, считался личным представителем Ясира Арафата. В 1992 году получил российское гражданство, но оставил и гражданство Палестины. Указом Президента РФ награждён орденом Дружбы, в мае 2015 года – орденом Почёта.