Как сберечь хрупкий мир? Политолог о роли ООН в глобальной безопасности

Этот год для всей планеты ознаменовался двумя важнейшими юбилейными датами: 75-летие окончания второй мировой войны и 75-летие создания Организации Объединённых Наций. Собственно, эти два события тесно связаны между собой: ООН образовали, вынеся горькие уроки из самой страшной войны в истории. Её основная задача – удерживать страны от кровопролитий, налаживать диалог и мирное взаимодействие между государствами.

   
   

Но всё ли так гладко и просто? Увы, нет. Действительно, права была Индира Ганди, когда произнесла крылатую фразу: «История – это самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики». На планете по­прежнему много «горячих точек». Если в одних ситуация налаживается, то возникают другие. Кто «раскачивает лодку», как сегодня сохранить хрупкий мир и какие надежды возлагаются на ООН? Об этом мы беседуем с политологом и общественным деятелем Рами Аль Шаер. По всем вопросам он излагает личное, субъективное мнение и освещает информацию, исходя из собственных данных.

Доброта или агрессия?

– Рами, на прошлой неделе завершилась 75­я, юбилейная сессия Генеральной ассамблеи ООН. С докладами выступили президенты ведущих мировых держав, и сразу стало видно, у кого какие интересы на самом деле. Что лично вам бросилось в глаза?

Рами Аль Шаер: Разная настроенность и даже тон лидеров государств. Обратите внимание: насколько мирными, полными гуманизма, заботы о международной безопасности были выступления Президента России Владимира Путина и министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Они не раз подчеркнули, сколь важно всем без исключения соблюдать Устав Организации Объединённых Наций, урегулировать споры между странами только путём переговоров, отказаться от угроз и применения силы, помнить о гуманитарной, человеческой составляющей в отношениях разных государств. Наши лидеры призвали страны мира сообща решать глобальные вопросы – такие, как сохранение экологии, повышение уровня здравоохранения, улучшение условий жизни людей, борьба с бедностью и безработицей. Конечно, было уделено внимание и необходимости борьбы с терроризмом, преступностью, запрета на использование самых опасных видов оружия, в том числе и в космосе. В речи главы российского государства часто звучали такие слова, как «вместе», «равенство», «интеграция», «общечеловеческая мораль», «стабильность», «международное право».

Что же мы услышали из уст президента США Дональда Трампа? Его риторика оказалась прямо противоположной. Как главную тему он обозначил необходимость наказать Китай за распространение коронавируса. Затем похвастался, насколько увеличились в размерах вооружённые силы США, сообщив, что за последние четыре года его страна потратила на армию 2,5 триллиона долларов. «Процветание Америки является основой свободы и безопасности во всём мире», – сказал Трамп. И признался, что с гордостью ставит США на первое место, и другие страны тоже должны ставить себя на первое место. Мол, в этом нет ничего страшного.

В речи главы американского государства превалировали такие слова, как «наказать», «уничтожить», «мы не будем терпеть» и т.д. О том, что мировые проблемы должны решаться только сообща, что страны должны уметь слушать и слышать друг друга, что в эпоху технического прогресса, как никогда, важны осторожность и милосердие, не было сказано ничего. Выходит, что претензий к другим странам у Америки море, и при этом США объявляют себя «лидером в области прав человека». Только непонятно, по какому праву этот «лидер» ставит себя выше других и уверен в том, что может вмешиваться в дела чужих стран, создавать там экономические и политические проблемы, вести свою игру.

«Чёрный лебедь»

– Коронавирус – это действительно серьёзнейшая проблема, с которой столкнулся мир. Но будет ли толк, если Организация Объединённых Наций накажет Китай? И каков взгляд России на борьбу с пандемией?

   
   

– Никому, кроме США, наказывать Китай не приходит в голову. Потому что Поднебесная – такая же жертва нового вируса, как и все остальные. Там тоже были экономические потери, ограничения, тяжело болели и умирали люди. Однако Китай – сильный конкурент Америки во многих отраслях. А коронавирус – хороший повод ослабить конкурента, использовать излюбленный приём США: ввести санкции, потребовать огромные финансовые компенсации, подорвав тем самым китайскую мощь. США это выгодно, это чисто их личный интерес.

Однако есть ситуации, в которых удовлетворять личные амбиции недопустимо. Видимо, Дональд Трамп этого либо не понимает, либо совсем утратил моральный облик и портит репутацию своей же страны. Разве агрессия поможет миру в борьбе с пандемией? Конечно нет. Куда лучше сотрудничество стран в эпидемиологической сфере, взаимопомощь. К этому как раз призывает Россия. Так, Сергей Лавров сравнил пандемию с чёрным лебедем, который поставил нас перед выбором: закрыться и обвинить других во всех своих бедах или же выйти из кризиса вместе, объединиться во имя благополучного будущего всех стран и народов.

«В здравоохранении, как и в экономике, сейчас нужно максимально снимать преграды для партнёрства, – подчеркнул Владимир Путин. – Надо использовать все возможности современной фарминдустрии, чтобы уже в обозримой перспективе обеспечить свободный доступ к вакцинации граждан всех государств». Это уже совсем другое отношение к проблеме. Кстати, Президент России предложил бесплатно предоставить нашу вакцину для добровольной вакцинации сотрудников ООН и её подразделений. Трамп, впрочем, тоже заявил, что в его стране три вакцины находятся в заключительной стадии клинических испытаний, и пообещал их распространять. Хорошо бы, если хотя бы в этом вопросе США послужили бы миру с положительной стороны, а не наоборот. По информации зарубежных СМИ, Дональд Трамп и его супруга Мелания сами недавно заболели коронавирусом. Хотелось бы надеяться, что для президента США это станет знаком того, чтобы больше задуматься о ценности человеческой жизни. Как своей, так и всех других людей на планете.

– Кто действительно хочет мира, показывают конкретные действия и шаги. Речь идёт о контроле над оружием, которого уже так много и оно настолько высокотехнологичное, что способно уничтожить всё человечество…

– США уже вышли в одностороннем порядке из договора о ракетах средней и меньшей дальности. Они продолжают наращивать военные базы НАТО в других странах, сосредотачивать их вокруг российских границ. Это говорит о многом. Россия же с прошлого года объявила мораторий на размещение наземных ракет средней и меньшей дальности в Европе и других странах, пока от таких мер будут воздерживаться США. Реакции на предложения снизить градус агрессии от Америки и её союзников не последовало. Тем более лживо в таких условиях называть Россию агрессором, вести против неё пропаганду в Европе, пытаясь запудрить мозги европейским гражданам.

Ещё один очень тревожный момент: совсем скоро, в феврале 2021 года, истекает Договор России с США о стратегических наступательных вооружениях. Согласится ли американская сторона его продлить – большой вопрос. И его нужно решать, опираясь в том числе на помощь ООН. Иначе последствия могут быть катастрофическими.

Спокойствие или золото?

– Базы НАТО размещаются не только в Европе, но и в некоторых странах Ближнего Востока. Зачем это нужно арабским государствам? Почему не все этому противодействуют?

– Потому что, видимо, сами не понимают, насколько это опасно. Особенно в свете того, что США могут не продлить с Россией Договор о стратегических наступательных вооружениях. Представьте, что случится, если США, не дай Бог, нанесёт по России военный удар? Естественно, она вынуждена будет ответить, так как это вопрос её национальной безопасности. И тогда орудия полетят в сторону баз НАТО, где бы они ни находились.

Размещать базы НАТО на своей территории – это подставлять своих граждан, пускать козла в огород. Но в политике, к сожалению, такое не ново: обменивать спокойствие на золото, мир – на личное обогащение, ставить собственные интересы выше благополучия и процветания народа. Гражданам тех стран, где Америка размещает базы НАТО – и арабских, и европейских, следует очень внимательно к этому отнестись, вникнуть в суть и понять, какие могут быть последствия. Может, хотя бы негативная реакция граждан притормозит тех, в чьих руках принятие решений. Если изучить мировую историю, мы увидим массу примеров, когда Россия из войн и конфликтов выходила победителем. Так зачем же с ней ссориться?

При этом сама Россия ни с кем воевать не собирается. Это подчёркивали не раз и Путин, и Лавров, и другие официальные лица страны. Россия с огромными потерями пережила Великую Отечественную войну, боль её народа ещё долго не утихнет. Живы и ветераны, и те, чьи родители, дедушки и бабушки погибли в той страшной войне, и люди, познавшие, что такое бомбёжки и голодное детство. Новая война русским не нужна, это точно! И это всем пора понять. Россию невозможно заставить свернуть со своего пути, отказаться от миссии миротворца. Но её, как и любую страну, можно довести до необходимости применить ответный удар. Лучше пусть этого никогда не случится.

– Огромную роль во внешней политике государств играют решения главного органа ООН – Совета Безопасности. В юбилейный год количество его постоянных членов предлагают расширить. Как вы к этому относитесь?

– Положительно. Пришло время полнее учитывать интересы разных стран, многообразие взглядов. Будет хорошо, если, кроме пяти ядерных держав – победительниц во Второй мировой войне, а это Россия, США, Китай, Франция и Великобритания, кто­то будет представлять интересы Африки, Азии, Латинской Америки и т.д. Может, это сподвигнет американцев шире посмотреть на мир и понять, как он живёт, вместо того, чтобы всюду продавливать сугубо личные интересы. Может, откроются глаза на то, как бедствуют люди во многих странах, как их положение порой ещё больше усугубляется из­за санкций. Может, проснётся совесть и больше не будут предприниматься такие действия, как, например, «Закон Цезаря» для Сирии. Согласно этому закону, американцы вводили санкции с намерением нанести урон правящей верхушке страны, но на самом деле страдают и без того обездоленные и измученные войной простые сирийцы.

При этом крайне важно сохранить в Совбезе ООН право вето, действующее все годы существования этой организации. Любая из пяти ядерных держав может наложить вето на любое решение Совета Безопасности, даже если все остальные страны проголосуют «за». Это оберегает мир от резких, непродуманных и опасных действий, выгодных какой­либо стороне.

– Почему же во многих странах, например в Ливии, по-­прежнему неспокойно?

– Потому что резолюции Совета Безопасности ООН не всегда выполняются. Почти все военные операции в мире проводятся незаконно. Так, по Ливии принята резолюция 2510 о необходимости прекращения огня без каких­либо предварительных условий. Она же содержит требование вывести из страны весь военный наёмный контингент. За безусловное и бессрочное прекращение огня всегда выступала и Россия. Успехи есть: в Ливии уже несколько недель не ведётся боевых действий. Но расслабляться рано, это может быть лишь временной передышкой. Многие группировки заинтересованы в разделе страны на зоны влияния, и виной тому зачастую нефть. Доходы от неё хотят получать конкретные компании, связанные в том числе с лицами, приближёнными к элитам Франции и некоторых других стран. Жажда наживы, опять­таки, становится выше мира, спокойствия, благополучия народа.

Я не раз говорил о том, что Ливия может превратиться в прибежище международного терроризма. Поэтому очень важно закрепить там перемирие, создать условия для диалога противоборствующих сторон. И здесь тоже необходима роль ООН, которая может подключить к урегулированию конфликта страны, находящиеся в неплохих отношениях с Ливией. Россия, кстати, выступает за то, чтобы это государство оставалось единым, а доходы от нефти шли на благо всего народа.

– Вы также говорили и о необходимости чётко выполнять резолюцию Совбеза ООН 2254 по Сирии. Видели в этом путь разрешения сирийского конфликта. Важным оказалось и решение ООН оставить лишь одну зону деэскалации, на чём настаивала Россия. В Сирии налаживается мирная жизнь?

– Да, «горячей точкой» остаётся только Идлиб на севере страны. Там скопилось много боевиков, представляющих угрозу для мирных жителей, но их постепенно разоружают, ликвидируют. Окончательно покончить с терроризмом на Ближнем Востоке – важнейшая задача для всего мира. Потому что иначе террористические группировки станут разрастаться и могут начать нападать на другие страны.

Резолюция 2254 Совбеза ООН подтверждает приверженность суверенитету, независимости и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, а также целям и принципам Устава Организации Объединённых Наций. В ней заявлено, что урегулирование кризиса в стране может быть обеспечено только на основе всеобщего политического процесса, осуществляемого самими сирийцами и отвечающего законным чаяниям сирийского народа. Урегулированию кризиса также очень помогли Астанинские соглашения.

В резолюции выражается серьёзная обеспокоенность страданиями сирийского народа, ужасающей гуманитарной ситуацией. И, несмотря на то, что этот документ приняли в конце 2015 года, он не потерял актуальности. Многокилометровые очереди за хлебом и бензином стали для сирийцев привычными. Люди умирают не от обстрелов, но от голода и болезней. И в такое время США вводят против Сирии экономические санкции! Причина всё та же: жажда личного обогащения, прежде всего от торговли нефтью, политические амбиции, равнодушие к судьбам простых людей.

Способы решения сирийской проблемы, на мой взгляд, – принятие новой Конституции страны; выборы; полная ликвидация террористических группировок. И, что очень важно, – прекращение вмешательства в жизнь стран Ближнего Востока США и других государств. Это касается не только Сирии, но и Палестины, которой Америка предложила невыгодную и мутную «сделку века», и Израиля и т.д. Я рад, что россияне готовы организовать общепалестинскую встречу в Москве, приветствую российскую концепцию создания системы коллективной безопасности в зоне Персидского залива. Безопасность одних не может обеспечиваться за счёт безопасности других – это аксиома. Только не все её понимают и принимают.

– Мы видим, насколько сложно и долго приходится преодолевать последствия конфликтов и боевых действий в любом регионе. В то же время на карте мира появилась ещё одна «горячая точка» – Нагорный Карабах. Много лет там было тихо, а что теперь: новая локальная война?

– Всё зависит от того, как поведут себя Армения и Азербайджан, а также Турция. Россия снова ведёт себя как миротворец: призывает прекратить огонь и сесть за стол переговоров. Тем самым она ещё раз подтверждает свою миссию – хранить мир на планете. Только послушают ли её? Если кому­то выгодна война, торговля оружием, захват территорий, укрепление собственного влияния – эти люди будут провоцировать вражду. К сожалению, Нагорный Карабах рискует надолго остаться «горячей точкой» и ареной боевых действий. А для народа это нищета, страдание и горе.

Единственный гарант

– Может, раз в мире так неспокойно, Организация Объединённых Наций изжила себя, не справляется со своей ролью?

– Проблемы есть, но всё­таки ООН выполняет свою главную миссию: беречь мир и противодействовать локальным конфликтам. По сути, сейчас она – единственный гарант мира на планете, удерживающий хрупкую конструкцию глобальной безопасности. Альтернативы ей нет. Россия, Китай и другие страны, стремящиеся к мирной жизни, возлагают на ООН очень большие надежды. Ради стабильности и сохранения многополярного мира следует укреплять и Организацию Объединённых Наций, и её детище – Всемирную Организацию Здравоохранения.

ООН должна развиваться, координировать взаимодействие государств, в том числе и противоборствующих, и различных по ментальности и культуре. Именно ООН хранит нормы международного права. Соблюдать её Устав действительно необходимо. Ведь в нём сформулированы принципы равенства государств, невмешательства в их внутренние дела, право народов самим определять свою судьбу, отказ от угроз и применения силы, политическое урегулирование споров.

В юбилейный год мне хотелось бы пожелать ООН не идти на поводу у тех, кто желает прогнуть мир под себя, достичь богатства и процветания за счёт других стран, усугубить своими санкциями и «наказаниями» и без того непростую международную экономическую ситуацию. Давайте хранить этот хрупкий мир, не допускать дефицита доброты и гуманизма. Ни одна проблема не должна решаться военным путём – только за столом переговоров. И я надеюсь, что ООН будет этому всячески содействовать.

Кстати

Юбилейная сессия Генеральной ассамблеи ООН прошла с 21 по 29 сентября этого года в Нью-Йорке. Из-за пандемии коронавируса многие страны участвовали в ней в дистанционном формате, и лишь некоторые лидеры приехали лично. Часть заседаний, опять же из-за пандемии, проходила в полупустых залах. При этом коронавирус не помешал церемонии поднятия флагов стран – членов организации.

Досье

Рами Аль-Шаер.

Родился в 1955 году в Палестине. Получил высшее военное образование в Москве. В 1975 году во время палестинского конфликта в качестве военного атташе был направлен в Россию налаживать дипломатические связи. С 1983 по 1986 год был послом Палестины в Советском Союзе и считался личным представителем Ясира Арафата. В 1992 году получил российское гражданство, но оставил и гражданство Палестины. Указом Президента РФ награждён орденом Дружбы, в мае 2015 года – орденом Почёта.