Жители региона всегда со страхом ждут очередного повышения платы за жилищно-коммунальные услуги. Однако в этом году волноваться не о чём: рост будет минимальным, почти не ощутимым. При этом контролировать тех, кто нам поставляет ресурсы, обещают строже.
Ещё ниже!
Индексы изменения размера платы, вносимой гражданами за коммунальные услуги, утвердило Правительство России. Распоряжение № 2464-р вышло 19 ноября 2016 года. В нём указывается максимум, на который можно повысить тарифы за ресурсы в каждом из регионов.
В первом полугодии увеличивать плату за «коммуналку» в нашей стране не будут. Во втором для Тверской области установили средний индекс - 3,4%. Максимально возможное повышение для отдельных муниципалитетов утвердили до 5,5%. Это гораздо ниже показателей для подавляющего большинства других регионов. Меньше тот самый «максимум» - только у Дагестана, Кабардино-Балкарии, Алтая и Северной Осетии.
Несмотря на это, глава региона поставил задачу - предпринять все усилия, чтобы реальное повышение было даже ниже указанного значения. В итоге с 1 июля 2017 года тарифы на коммунальные услуги в совокупности повысятся в Верхневолжье не больше, чем на 1,9%, а средний рост составит 1,5%. По одним ресурсам он будет чуть ниже, по другим - чуть выше.
«Этого удалось достичь за счёт частичной оптимизации расходов в жилищно-коммунальной сфере. Мы более подробно проанализировали результаты деятельности ресурсных организаций, - рассказал Евгений Никитин, зам. начальника главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области. - Без решения структурных проблем отрасли, только лишь повышением тарифов, ситуацию не поправить. Совместными усилиями решаются вопросы с неплатежами за ресурсы, недостаточно эффективным управлением и другие. Нужны новые подходы к ремонту и модернизации сетей: многое можно сделать с меньшими затратами и более высоким качеством».
Проверили не зря
Рост цен на коммуналку сдерживается, как только возможно. Для этого анализируют, как формируются тарифы для населения, выявляют недобросовестные компании, ведут переговоры с «ресурсниками».
С нового года некоторые тарифы даже снизились. Тверичане стали меньше платить за водоснабжение и водоотведение. После проверки ресурсоснабжающей компании из тарифа исключили необоснованные расходы. В итоге кубометр холодной воды в областном центре теперь стоит почти на два рубля дешевле. Мало того: его цена в этом году в Твери не вырастет.
Жители Кашина, которые пользуются услугами муниципального унитарного предприятия «Коммунальное хозяйство», заплатят в два раза меньше за услуги по утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов. Это связано с тем, что МУП предоставляло Региональной энергетической комиссии недостоверную информацию. Это выявили при совместной проверке с прокуратурой.
Корректная тарифная политика - это ещё и стимул для инвестиций. Дело в том, что многие компании, поставляющие ресурсы, закладывают в тариф не только текущие расходы, но и инвестиционную составляющую. Такое, например, есть в электроэнергетике. Небольшая часть средств, оплаченных населением, идёт на модернизацию: обновление линий электропередачи, оборудования подстанций и т.д.
В конце декабря в регионе приняли госпрограмму «Государственное регулирование цен (тарифов) в Тверской области» на 2017-2022 годы. Одно из её направлений - мониторинг использования инвестиционной составляющей тарифов. Деньги, в неё заложенные, должны тратиться более эффективно. «Мы провели анализ расходования этих средств и увидели их нецелевое использование в нескольких компаниях, - говорит Игорь Руденя, губернатор области. - Население оплачивает услуги по заявленным тарифам, но не получает должного качества. Наша задача - выстроить работу так, чтобы деньги жителей работали на экономику региона, а не шли на зарплаты менеджеров».
Под контроль - энергетику…
В энергетике необходимо усилить работу по расчистке просек от деревьев и кустарников. Жители восьми районов долго не забудут, как в прошлом ноябре они сидели без света несколько дней. Снегопады и ледяные дож-ди тогда обесточили около ста населённых пунктов. 90% отключений на линиях 10 кВт произошли как раз из-за падения деревьев с края просек. Чтобы устранить последствия такой безалаберности, пришлось приложить много сил. На авариях работали более 70 бригад и сто единиц техники! Особенно досталось Конаковскому району, где в болотистой местности рухнула опора воздушной линии электропередачи. Чтобы добраться до места, пришлось прокладывать новую дорогу, а затем установить три новых опоры ЛЭП. Сети находились в аренде у частной компании. Теперь региональные власти намерены забрать их в областную собственность.
В Конаковском, Калязинском, Кимрском и Калининском районах прошли проверки. Глава региона поручил изучить, как складывались региональные тарифы на электроэнергию последние 10-15 лет, какие в них были надбавки и как они использовались. Аналитики сравнивают расходы компаний, которые закладываются на обслуживание сетей, с фактическими объёмами проведённых работ.
Тарифы на отопление для каждого города или посёлка - разные. Взять, к примеру, тверской мик-рорайон «Брусилово». С октября прошлого года поставлять тепловую энергию туда стало ООО «Энергоальянс». Котельная там работает на сжиженном газе, который стоит дороже природного. Плата чуть было не повысилась с 1615 до 2530 за Гкал. В ситуации вовремя разобрались на региональном уровне. Тариф остался прежним. Летом котельную планируется перевести на природный газ.
Однако, какими бы ни были сложности, тепло в дома должно поставляться без перебоев, его качество оставаться высоким. Меры для этого принимаются. Вывод из кризиса компании «Тверская генерация» взял на себя регион. Для отдалённых территорий, где сложно обеспечить услугу хорошего качества, полномочия по теплоснабжению передают с местного уровня на районный. Этой возможностью уже воспользовались минимум 37 сельских поселений в 11 районах, а также восемь городов: Сандово, Селижарово, Сонково, Максатиха, Бологое, Кувшиново, Нелидово и Торопец. Ожидается, что централизация позволит эффективнее решать вопросы теплоснабжения, обеспечить надёжность и повысить качество услуг.
…и отопление
Коммунальные аварии на новогодних каникулах в Твери и Осташковском районе показали: к организациям, подающим тепло в дома, следует предъявлять более серьёзные требования. Например, собственник котельной «Южная» муниципального предприятия «Сахарово» не смог активно подключиться к ремонту во время аварии. Предприятие находится в состоянии внешнего управления. Выяснилось, что котельную не подготовили, как следует, к отопительному сезону - из трёх котлов работал лишь один. Безответственно повели себя и арендаторы котельной в деревне Новые Ельцы Осташковского района. Не сумев отремонтировать неполадки, руководители закрыли котельную и уехали. Хорошо, что об этом вовремя узнали на региональном уровне.
Коммунальные услуги высокого качества обязаны оказывать и «ресурсники», и управляющие компании. При этом платежи за тепло, газ, электроэнергию должны быть прозрачными и ни в коем случае не оседать в карманах посредников. При любых, даже самых низких, тарифах.
Смотрите также:
- Начистоту: как повысить качество воды в региональной столице? →
- "Осколки" благополучия →
- Свет твоего окна →