Дотла. Почему Тверскую область захлестнула волна пожаров?

За январские дни в Тверской области случилось порядка полутора сотен пожаров. Самое страшное, что в бушующем пламени погибли восемнадцать наших сограждан. Из них одиннадцать – на селе. Как избежать подобных трагедий? В ситуации разбирался корреспондент «АиФ в Твери».

   
   

«Пьяная лавочка»…

В тверских городах и сёлах горят деревянные избы, многоквартирные дома, сараи, магазины, офисы… Так, 5 января заполыхал дом на улице Садовой в Ржеве, в огне погибла пятилетняя девочка. 16-го вспыхнула квартира на Волоколамском проспекте в Твери. Рискуя жизнью, огнеборцы вытащили из огня полуживого хозяина. На следующий день в Селижаровском районе в своей постели заживо сгорел 70-летний житель деревни Малое Ананкино. Затем в посёлке Лесной Фировского района погиб 38-летний мужчина, его жилище сгорело дотла. И снова Тверь: пожарные вытащили из огня хозяйку дома на улице Староворобьёвской, её кошку и собаку. Все трое живы и уже пошли на поправку. 19 января в Ржеве на сгоревшем складе пиломатериалов нашли тело мужчины. 20-го в Калининском районе в дачном кооперативе погиб жилец сгоревшего дома с печным отоплением...

Страшная беда пришла в деревянный двухквартирный дом на улице Большевиков в Твери. Здесь в огне погибли четыре человека. Выяснилось, что хозяева вели асоциальный образ жизни. Некоторое время назад им, как злостным должникам, отключили газ и электричество, после чего они самовольно подключились к сетям.

Популярная точка зрения: виновата пандемия коронавируса. Тысячи людей всё ещё вынуждены оставаться дома. Стало быть, чаще топят печи, включают электрочайники и обогреватели. Но данные МЧС свидетельствуют об обратном. За одиннадцать месяцев 2020 «пандемического» года число пожаров в Тверской области сократилось на четверть по сравнению с тем же периодом 2019-го.

Тогда, может, дело в пьянстве? Томясь от безделья, в новогодние каникулы народ пил «горькую». «Из 18 погибших на январских пожарах 17 человек были в состоянии алкогольного опьянения, – рассказал заместитель начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тверской области Евгений Груздев. – Пьяный пренебрегает элементарными мерами безопасности, у него смещается «планка допустимого». В результате происходит непоправимое».

Но есть и другие причины. Прошлой зимой снега почти не было, и это многих расслабило. Положа руку на сердце: накануне нынешних холодов вы проверяли исправность своих домашних конвекторов, масляных радиаторов и электропроводки? Скорее всего, нет. «Наш человек» рассуждает так: если зимы стали тёплыми, зачем делать профилактику? Однако ударили морозы, теплосети начали рваться, люди включили домашние обогреватели. Ветхие электросети не выдержали (зачастую современный энергоёмкий прибор просто выбивает пробки из-за перегрузки) – и вот: получите серию трагедий. «Большинство пожаров произошло поздно вечером, ночью или рано утром, когда человек спит и не видит, что старый калорифер заискрил, а проводку закоротило», – подтверждает Груздев.

…и окаянная печка

Печное отопление – отдельная песня. Создатель региональной волонтёрской программы «Подари дрова» Николай Романенко за годы своей работы такого насмотрелся, что оторопь берёт. «В Тверской области сотни деревень с ветхими лачугами, – поделился Николай Романенко. – Есть даже 200-летние избы, которые в последний раз ремонтировали ещё при царе. И в них живут люди. У печек в таких домах часто даже нет дверцы, дымоходы забиты, кладка плохая».

   
   

Например, в Торжке на первом этаже двухэтажного дома живёт старенькая бабушка, в прошлом воспитанница детского дома. Из-за того что соседи со второго этажа разобрали свою печь, бабушкина печка просела. Родственников нет, помочь некому. Женщина топит в аварийных условиях, чтобы не замёрзнуть. В деревне Захожье Торжокского района в доме 96-летнего деда электропроводку устроили лет сто назад, с тех пор её никто не чинил. У деда нет на это ни сил, ни денег, а обогреваться надо. Далеко ли до беды? Она рядом – ждёт своего часа. Таких примеров сотни. Чтобы хоть как-то помочь старикам, Николай и его товарищи хотят начать проект «Добрая печка», суть которого – ремонт печей за счёт пожертвований. Но пока это сделать не удалось.

Однако добровольческие проекты, если их удастся реализовать, не закроют, а только уменьшат проблему пожаров. Для её полного решения нужна помощь государства. И не только пожарными оповещателями, которые оно устанавливает в сельских домах многодетным семьям, но и другими мерами.

Справка

Погорельцам, потерявшим жильё, органы власти могут предоставить съёмную квартиру – законодательство позволяет это сделать. Но каждый случай рассматривается отдельно, и отказов много. Поэтому специалисты рекомендуют людям страховать своё имущество от пожара – в этом случае шанс получить достойную компенсацию значительно выше.

Денис КУЗНЕЦОВ