Заслуженный юрист РФ прокомментировал тверской приговор по делу Зобенкова

Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук Иван Соловьев прокомментировал тверской приговор по делу Зобенкова. Об этом сообщает издание «Российская газета».

   
   

Напомним, что приговор по делу о тройном убийстве был вынесен 20 сентября. Обвиняемого Александра Зобенкова, который провел 1,5 года в СИЗО, полностью оправдали и освободили из зала суд. Это уникальное решение по делам, относящимся к категории «самооборона», в России.

По данным за 2020 год, доля оправдательных приговоров по делам о самообороне составила менее полпроцента. 

Стоит отметить, что гражданский иск матери одного из погибших Светланы Федяевой - о взыскании одного миллиона рублей компенсации за моральный ущерб и нескольких десятков тысяч за похороны - суд также постановил оставить без удовлетворения.

Стоит отметить, что Зобенков отмечал, что его напугал тот факт, что его друг Михаил в ходе потасовки, потерял сознание, и приехавшие разбираться мужчины продолжили избивать лежачего. Как объяснял Александр, он думал, что его друг мертв и его самого тоже убьют, поэтому и схватил кухонный нож. При этом убивать он не планировал, а думал, что нападающие испугаются и ретируются. Этого не произошло.

После произошедшего Зобенков сам вызвал бригаду скорой помощи и сотрудников полиции, написал явку с повинной.

Иван Соловьев считает, что этот приговор уникален тем, что в России часто за самооборону судят, как за убийство. Напомним, что прокурор именно так квалифицировал действия Александра. Мужчине грозило от 18 лет до пожизненного заключения в колонии строгого режима.

   
   

«Правоприменительная и судебная практика долгие годы складывалась так: есть видеозаписи или свидетельские показания - у оборонявшегося есть шанс не сесть в тюрьму. Нет - слово человека против трупа. И не всегда это слово перевешивало. Да, дела по необходимой обороне очень сложные, уникальные и резонансные. Проблема в том, что обстоятельствами и нюансами по таким делам можно жонглировать как душе угодно, особенно если это делает искушенный юрист, журналист или политик. У судьи же одна задача: понять, соответствовала ли сила, примененная обороняющимся, характеру и опасности посягательства. Если да, то - на волю, если нет - превышение пределов необходимой обороны и срок. Тверское дело необычно по однозначности вынесенного судом решения. Хотя следствие вменило Александру Зобенкову «тройник» - тройное убийство. Это особо тяжкое преступление, за которое наступает ответственность в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет или даже пожизненное лишение свободы. Так вот следователи, когда квалифицировали действия Александра, решили, что ему надо было просто убежать. А он вместо этого остался на месте и, попытавшись защитить своих близких, совершил умышленное причинение смерти. То есть, если ты струсил, оставил близких на произвол судьбы - молодец. Если защитил, вступил в схватку с тремя нападающими - ты преступник. Очень хорошо, что Тверской облсуд дал надлежащую оценку этой человеческой, моральной и правовой несуразности. Не уверен, что тверское дело сможет стать прецедентом. Все-таки каждое дело о необходимой обороне уникально. И требует самого тщательного изучения всех обстоятельств и доказательств. Кроме того, многое зависит и от позиции стороны обвинения - будет ли ею приговор обжалован и каков будет результат такого обжалования», - заключил юрист.

По словам Зобенкова, именно крепкие незнакомцы с палками, набросившиеся на всех без разбора, в том числе на него с маленькой дочкой на руках, и вынудили мужчину защищать себя и свою семью.