Отключил и забыл. «Шутка» бортинженера привела к крушению самолёта

«Казалось, что самолёт летит прямо на нас», – ещё долго вспоминали женщины, которые в тот день перебирали картошку на местных складах совхоза «Свет». Лайнер пролетел буквально над их головами, совершил жёсткую посадку в поле и развалился на части.

   
   

19 мая 1978 года в Тверской (тогда Калининской) области, в пяти километрах от Максатихи, произошла авиакатастрофа. Причём к аварийной ситуации привела нелепая до абсурда ошибка экипажа. Мы поговорили с очевидцами событий.

Мама сгорела с дочкой

В тот день ничто не предвещало беды. Это была пятница, впереди выходные. В 10:30 по московскому времени из аэропорта Баку авиалайнер Ту-154Б отправился в город-герой Ленинград. По воспоминаниям, пассажиры ехали нарядными, даже довольно богато одетыми: как-никак в культурную столицу направились. Всего на борту находились 126 пассажиров (из них двое – граждане Алжира) и восемь членов экипажа. Всё происходило в штатном режиме, системы работали исправно. Однако почти через три часа на высоте 9600 метров у самолёта внезапно отказали все три двигателя. Позже комиссия установит, что самовыключение двигателей произошло из-за прекращения подачи к ним топлива, а сигнал критического остатка топлива вовремя не сработал.

Привела к этому ошибка одного из членов экипажа. Оказывается, бортинженер-инструктор решил проверить внимательность второго бортинженера и отключил автомат перекачки авиатоплива в расходный бак, да только сам об этом забыл. А второй бортинженер и вовсе не заметил произошедшего.

Кроме того, запись речевого самописца показала, что всё это время лётчики вели непрерывный разговор об особенностях управления самолётом. Так, за разговорами, и пропустили аварийную ситуацию.

Между тем после отключения последнего генератора самолёт накренился вправо, борт стал стремительно терять высоту. Экипаж включил сигнал бедствия, связался с диспетчером, пытался экстренно исправить положение и предпринял пять попыток запуска двигателей. Пилотам рекомендовали лететь на аэродром в Бежецке, до которого было ещё 65 км, а ситуация развивалась так, что авиалайнер мог преодолеть максимум 43 км. В итоге командир решил сажать воздушное судно на ближайший участок местности.

Экипаж максимально старался избежать столкновения с препятствиями, однако правое крыло оторвалось от удара об телеграфный столб, фюзеляж разломился на три части, несколько кресел сорвало с креплений, а сам самолёт загорелся.

   
   

Пожар разгорался с невероятной силой, но экипаж оперативно помог эвакуировать почти всех пассажиров. Причём большинство из них чудом уцелели и даже не получили травмы. Ранения зафиксировали у 26 пассажиров и бортинженера-инструктора. Четыре человека погибли.

Среди погибших была мама с семилетней дочкой. У девочки зажало ноги, и мама до последнего пыталась её вытащить. Им старались помочь и члены экипажа, но, увы, не смогли, а из-за приближающегося огня вынуждены были покинуть самолёт. Мама отказалась уходить и осталась с дочкой.

В лесу завелись... попугаи

Сами жители Максатихи не сразу поняли, что произошло, а на чёрные клубы дыма подумали, что горят дома.

«Мне тогда было 12 лет. В этот день в нашей школе проходил смотр строя и песни. После его окончания желающие остались играть в лапту. На гул самолёта никто даже не обратил внимания, так как они часто пролетали над посёлком. Но потом увидели чёрный столб дыма в стороне микрорайона «Розовая дача». Кто там жил, сразу побежали туда. Думали, что горят дома, но оказалось – пассажирский самолёт, – вспоминает местная жительница Ирина. – Он упал в деревне Хмелевой, что находится в нескольких километрах от посёлка Максатиха. Как потом рассказывали односельчане, самолёт стал разваливаться ещё в воздухе, а люди выпрыгивали прямо из горящего воздушного судна. Неподалёку были жилые дома, но до них, к счастью, лайнер недотянул. Я сама в тот момент находилась у школы, а на место происшествия мы с подругой ходили уже через два дня».

Непосредственно на месте происшествия оказался водитель совхоза «Свет» Алексей Григорьевич. Когда всё произошло, он ехал домой на обед.

«Я был в начале деревни, как вдруг слышу – грохот такой, потом пыль столбом и чёрный дым. Поехал к полю, смотрю – самолёт лежит на одной стороне дороги, а хвост от него – на другой. Помню, что пассажиров было много, все в крови, но на своих ногах, – вспоминает Алексей Григорьевич. – А я тогда работал на микроавтобусе, сразу повёз пострадавших в районную больницу в Максатиху. Три рейса сделал: два с людьми, один с чемоданами. Впрочем, тогда все, кто были рядом, сбежались помогать. В районе шла посевная, машин много ездило. А остальные жители ещё до позднего вечера пешком из Максатихи ходили к полю. Ну-ка, такое событие!»

Одним из очевидцев тех событий стал и бывший главный редактор газеты «Вести Максатихи» Евгений Озеров. В 1978 году он был ещё молодым корреспондентом. В тот день колол дрова, а после экстренной посадки самолёта поехал на велосипеде посмотреть, что же там произошло.

«Это был самый обычный майский день. Хороший такой, солнечный. Никакого хлопка никто не слышал, только гул самолёта. Многие тогда поехали смотреть, что происходит. Однако территорию быстро оцепили милиционеры, внутрь никого не пускали, – рассказывает Евгений Николаевич. – Знаю, что районная больница приняла всех, кто был на этом самолёте. Пассажирам оказали необходимую медицинскую помощь, накормили. При этом в целом обстановка в посёлке была спокойная: большинство ведь уцелели! Я бы даже сказал, что пассажиры были в приподнятом настроении, поскольку фактически заново родились. На самом деле лётчики действительно проявили мастерство: самолёт разрушился, но количество жертв было минимальным. Максатихинский район – это ведь сплошные леса. А пилоты смогли дотянуть до поля и приземлились рядом с территорией старого военного аэродрома, который тогда поддерживался ещё в приличном состоянии».

Местные жители ещё долго пересказывали друг другу увиденное. Как обнаружили обломки самолёта, обгоревшие кошельки, разбросанные зелёные бумажки (американские доллары), а вокруг места происшествия на кустах и деревьях вместо ворон завелись сотни попугаев. Оказалось, столь экзотические для максатихинских полей птички – тоже жертвы крушения. Их везли в ленинградские зоомагазины.

«Помню, что в здании элеватора летали лимонного цвета попугайчики. Некоторым, в том числе и брату моей подруги, удалось поймать двух птиц. Они ещё долго жили у них дома», – добавляет Ирина.

Что стало с остальными попугаями, неизвестно. Но жители ещё долго видели экзотических пернатых в местных лесах, а в районе даже ходил анекдот: мол, идёшь по лесу, видишь попугайчика на дереве – значит, пора бросать пить.

Три года за халатность

На место происшествия в тот же день прилетел вертолёт из Москвы с высокопоставленными чиновниками. Работали на месте и сотрудники областной прокуратуры, которые буквально за час с небольшим домчали из Калинина до Максатихи на своей передвижной криминалистической лаборатории. Им предстояло осмотреть место происшествия, опросить каждого пассажира, а также описать имущество, которое у них было. При этом вещи были разбросаны по всему полю, нужно было изучить всё. Следственная группа работала в Максатихе до позднего вечера. Сотрудники правоохранительных органов зафиксировали все детали происшествия и отправили дело в Москву, там уже и занимались его дальнейшим расследованием. Пассажиров же к ночи увезли из посёлка в областной центр, где разместили по гостиницам, а затем отправили поездом в столицы.

Позже суд приговорил бортинженера-инструктора к трём годам лишения свободы за преступную халатность, а командира воздушного судна уволили из авиакомпании. Хотя на просторах интернета можно встретить информацию, что было ещё закрытое постановление правительства. Мол, дело командира пересмотрели, представив его к награде за то, что в столь сложной ситуации он смог спасти такое количество людей. Ведь из 134 человек, находившихся на борту, 130 остались живы.

Справка

Ту-154 стал самым массовым отечественным реактивным пассажирским самолётом. Разработку самолёта нового поколения начали в 1963 году, а в 1968 году Ту-154 впервые поднялся в небо. С 1980-х годов вплоть до начала 2000-х эти самолёты считались главной «рабочей лошадкой» отечественной гражданской авиации и пережили не одну модернизацию (Ту-154А, Ту-154Б, Ту-154Б-1, Ту-154Б-2, Ту-154С, Ту-154М и т.д.). За всё время эксплуатации в результате катастроф и серьёзных аварий на самолётах Ту-154 погибли свыше 3000 человек. В том числе польская делегация во главе с президентом страны Лехом Качиньским. Они летели на борту Ту-154М, который разбился под Смоленском в 2010 году.