На прицеле. В Тверской области расстреливают остановки и камеры

Первый «тайм» остановочного вандализма в Твери «отыграли» ещё в 2018–2020 годах. Тогда городская администрация закупила и установила около 90 новых остановочных комплексов. Современные павильоны только успели появиться – и сразу же вандалы вышли на «тропу войны».

   
   

Почему по прошествии лет ситуация не меняется и что нужно сделать, чтобы остановить тех, кто не хочет жить в благоустроенном городе, разбирался наш корреспондент.

Второй «тайм»

За несколько дней июля 2018 года было изуродовано пять остановок: разбиты стёкла, разрисованы металлические части, повреждены лавочки и урны. В ноябре того же года началось ещё и воровство: неизвестные снимали стёкла с остановок и забирали их себе. Летом 2019 года атаки продолжились: всего за три дня июня были разгромлены ещё пять остановок. В 2020 году – опять нападения, самым вопиющим из которых стал расстрел из пистолета остановочного комплекса на площади Гагарина. Виновника, 20-летнего парня, полицейские нашли и наказали по статье «Вандализм». Для других это не стало наукой. Так, в Вышнем Волочке накануне Дня города одну из остановок изуродовали нацистской свастикой.

С нынешней весны одновременно с закупкой властями Твери ещё 23 стеклянных остановочных комплексов начался второй «тайм». В апреле 33-летний пьяный местный житель расстрелял из окна многоквартирного дома остановку возле здания № 35 на проспекте Чайковского, пули задели ещё и городской автобус. В июне неизвестные разбили все стёкла на остановке «Улица Димитрова». В августе в Конаково выломали заднюю стенку павильона на конечной остановке «Улица Гагарина».

Страдают от вандалов и межмуниципальные маршруты. В прошлом году на автодороге Торжок – Осташков неизвестные украли с автопавильона три оцинкованных металлических листа. В марте этого года с павильонов на дороге Торжок – Высокое – Берново – Старица сняли ещё 12 таких листов. И это не считая многочисленных краж щитков дорожных знаков и консолей дорожного ограждения сразу на нескольких трассах.

«Порча и кража дорожного имущества по-прежнему остаются актуальной проблемой. В основном предметами воровства являются элементы обустройства автодороги: дорожные знаки, барьерное ограждение, сигнальные столбики, а также части автобусных павильонов, – рассказал «АиФ в Твери» министр транспорта Тверской области Сергей Верхоглядов. – Такие действия создают прямую угрозу безопасности дорожного движения. По каждому случаю направлено заявление в полицию».

Поставить возле каждой остановки по полицейскому или организовать за каждой из них видеонаблюдение невозможно, тем более что и само наблюдательное оборудование, которое, например, есть на проходящих через Тверскую область федеральных дорогах, постоянно атакуется злоумышленниками. Как рассказали в компании-операторе ФКУ «Упрдор Россия», обслуживающей федеральные дороги в Тверской области, в текущем году расстреляны наблюдательные комплексы на трассе Р-132 «Золотое кольцо» и М-9 «Балтия». Конца и края этому бесконечному списку нет. Как нет и ответа на вопрос, сколько этот беспредел будет продолжаться.    
   

Где реальные наказания?

По «вандальным» статьям Уголовного кодекса за семь месяцев текущего года возбуждено 54 дела, из них только одно по факту повреждения автобусной остановки. Ещё одно дело, заведённое ранее, ушло в суд, а затем было прекращено в связи с примирением сторон. Три дела завели по фактам повреждений автобусов. А как же реальные наказания?

Директор Института развития экономики малых городов, специалист по формированию комфортной городской среды Павел Парамонов считает, что в правовом государстве нет иного механизма привлечения вандала к материальной ответственности, кроме судебного решения. «Или мы не обращаем внимания на вандализм и просто исправляем то, что натворили вандалы, или привлекаем их к ответственности и восстанавливаем за их счёт, – считает Павел Парамонов. – Если в суды не подают иски – это, вероятно, говорит об отсутствии доказательной базы. А то, что камеры наблюдения расстреливают, уничтожая систему безопасности, и вовсе вопиюще. Одной говорильней и лекциями о том, как надо себя вести в обществе, тут не обойтись: надо находить этих людей и наказывать. Видимо, сейчас изуродованные остановки рассматриваются как мелкие шалости. Но ведь все крупные проблемы начинаются с мелочей. Городская среда – слишком важный элемент самочувствия современного человека. И, кстати, разрушая какие-то её элементы, вандал даёт понять, что и сам нездоров. Нам сегодня не хватает того, что называют общественным давлением». А для этого нужны судебные решения с указанием имён виновных в преступлениях против нашего с вами комфорта. А их, увы, нет.

Кстати

За порчу дорожного имущества граждан могут оштрафовать на сумму от 5 до 10 тысяч рублей (статья 12.33 КоАП РФ). Также могут возбудить уголовное дело по статьям 214 («Вандализм»), 243.4 («Уничтожение памятников»), 244 («Надругательство»), 158 («Кража»), 167 («Умышленное уничтожение»), 267 («Приведение в негодность»). Наказание – от штрафа в несколько десятков тысяч рублей до лишения свободы на срок в 5 лет.