Доставали искорёженные тела. Как разбился один из самых мощных самолётов

Самолёты Ан-22 считались самыми мощными по грузоподъёмности. © / Министерство обороны РФ

33 года назад произошла одна из крупнейших авиакатастроф в истории самолётов Ан-22: 11 ноября 1992 года «Антей» разбился недалеко от деревни Некрасово в Калининском округе Тверской области. Погибли 33 человека. Поскольку самолёт считался военно-транспортным, долгое время публично говорить о той авиакатастрофе было не принято. 

   
   

20 лишних тонн

Сразу после происшествия многие стали искать в случившемся знаки. Оказывается, самолёту Ан-22А был присвоен регистрационный номер CCCP-09303, перешедший от другого Ан-22 (заводской номер — 00340207), пропавшего над Атлантическим океаном пятью годами ранее.

Но тогда, 11 ноября 1992 года, тихим вечером самолёт по плану вылетел с аэродрома Мигалово. Воздушное судно выполняло коммерческий рейс. На борту находилось семь членов экипажа, а за штурвалом был опытный командир, военный лётчик 1-го класса майор Мисютин. Они должны были доставить в Ереван народно-хозяйственный груз, в том числе ткани, рулоны кожи и т.д. Также летели 26 пассажиров.

Буквально через четыре минуты после взлёта на высоте 200 метров и скорости 345 км/ч был произведён первый поворот, экипаж начал убирать закрылки. В этот момент воздушное судно стало терять высоту. Для исправления ситуации пилоты тянули штурвалы «на себя», что привело к выходу самолёта на запредельные углы атаки. В результате тяжёлый самолёт стремительно потерял скорость и вошёл в критический режим полёта — сваливание. Переходя в пикирование, Ан-22 столкнулся с землёй и полностью разрушился. Погибли все 33 человека, находившиеся на борту.

От «Антея» практически ничего не осталось. На территории площадью 300 кв. м всё было покрыто пеплом. На месте происшествия обнаружили обломки воздушного судна, из-под которых извлекали изуродованные тела погибших. Точное количество жертв на тот момент не было известно, информацию засекретили.

Лишь позже станет известно, что причиной трагедии явился сильный перегруз. Оказалось, на аэродроме не было весов, поэтому приходилось ориентироваться на накладные, а также просто на глаз.

При изучении обломков самолёта и груза выяснилось, что вес каждого обгоревшего рулона кожи составлял 36 кг, тогда как по документам — 30 кг. Согласно расшифровке МСРП-64, взлётный вес самолёта достигал 264 тонны, что свидетельствует о перегрузе примерно на 20 тонн. Стоит отметить, что бортинженер предполагал перевес. Он специально слил 10 тонн авиакеросина, оставив запас топлива только для полёта до Еревана. Увы, и этого оказалось мало.

   
   

Пять плит в память о погибших

Эта авиакатастрофа стала крупнейшей в истории Тверской области. На месте происшествия весной 1993 года родственники погибших установили небольшой мемориальный комплекс. На четырёх чёрных плитах выгравировали имена тех, чьи жизни в тот злополучный день унесла трагедия, а на пятой рассказали о самом событии. Однако сейчас о крушении «Антея» под Тверью помнят немногие. Мемориал пришёл в упадок, хотя периодически сюда приезжают родственники погибших. Наведываются и местные жители, чтобы отдать дань памяти. 

На месте происшествия родственники погибших установили небольшой мемориальный комплекс. Фото: АиФ в Твери

«Когда мы идём в походы с ребятами, обязательно заходим на мемориал, стараемся почтить память погибших минутой молчания», — рассказала одна из учителей Некрасовской школы.

Также в Некрасовской школе сообщили, что в деревне людей, которые могли бы детально вспомнить те события, почти не осталось. В учреждении работает учитель истории Вера Верба, которая в тот роковой вечер была дома и слышала жуткий рёв падающего самолёта. Но подробно рассказывать о тех событиях она отказалась. Сказала, что до сих пор тяжело вспоминать.

Последний рейс

Несмотря на произошедшие события, другие «Антеи» продолжали свою службу. Самолёт Ан-22 считался самым мощным транспортным воздушным судном в мире по грузоподъёмности. По ряду технических характеристик он не уступал более современному Ил-76. Долгое время эти небесные тяжеловозы базировались и в Твери.

Только в 2024 году «Антей» с бортовым номером RA-09309 совершил свой прощальный рейс в Твери. Он был последним летающим экземпляром этого типа. В июне 2024 года стало известно, что Минобороны решило поэтапно выводить эти самолёты из эксплуатации, а 27 августа Ан-22 официально завершил свою службу.

Воздушное судно разобрали и выставили как уникальный образец военно-транспортного самолёта в Музейном комплексе гражданской и военной техники под Екатеринбургом.

Кстати

Первый полёт «Антей» совершил 27 февраля 1965 года. Был предназначен для перевозки на большие расстояния тяжелой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способом воздушных десантов.