Рубят по-чёрному. Кто наживается на тверских лесах?

Денис Кузнецов / АиФ

Лес в Тверской области воруют в промышленных масштабах. Общий ущерб от незаконной вырубки только на землях Гослесфонда за 9 месяцев приблизился к 300 млн рублей. При этом большинство попавшихся отделывается штрафами и условными сроками.

   
   

Вековые «сорняки»

По данным тверской полиции, за 9 месяцев этого года выявлено более 100 преступлений, подпадающих под статью 260 Уголовного кодекса РФ «Незаконная рубка лесных насаждений». Это больше, чем за аналогичный период прошлого года. В суд переданы 24 уголовных дела, ещё по 60 преступлениям производство приостановлено по разным причинам. Раскрываемость на данный момент – около 30%.

На днях в Сонковском округе осуждён 32-летний мужчина, всего за четыре дня нарубивший деревьев почти на 700 тыс. рублей. Ущерб он возместил добровольно, в содеянном раскаялся, поэтому получил всего полтора года условно. В Ржевском округе 3,5 года условно дали жителю, нарубившему деревьев на 600 тыс. рублей. Он также заплатит штраф, почти равный стоимости украденной древесины.

Летом факт крупной вырубки в Юрьево-Девичьем сельском поселении Конаковского района выявил Народный фронт. «Лесозаготовительные работы проводились на 19 гектарах, валили сосну, ель и березу. По данному вопросу мы обратились в Тверскую межрайонную природоохранную прокуратуру. Если ущерб, нанесённый государству, будет подтверждён, то он составит десятки миллионов. Местные жители направили нам обращение, в котором речь шла ещё о 14 участках, покрытых лесом, их общая площадь превышает 360 гектаров», – рассказал нам тверской активист Народного фронта Сергей Морозов.

Кстати, жители поселения говорят, что тотальные вырубки леса идут здесь минимум с 2015 года, причём занимаются этим люди, которых уже судили за подобное. В местных интернет-пабликах время от времени публикуются призывы объединяться, чтобы блокировать проезд тяжёлой техники к делянкам.

Все распространённые среди «чёрных лесорубов» способы воровства давно известны правоохранительным органам. Например, лес вырубают под видом подготовки земель к сельскохозяйственной деятельности. Представьте ситуацию: 70 лет назад жители засадили пустующее колхозное поле молодыми сосенками; сейчас там корабельные сосны, но земля под лесом – сельскохозяйственная, а не лесного фонда. Эти сосны рубщики называют «сорняками», с которыми по закону нужно бороться. Именно такая ситуация в Юрьево-Девичьем поселении: 360 гектаров строевого леса зарегистрированы как земли сельхозназначения.

Ещё деревья воруют в местах с «двойной регистрацией» – это когда в результате расхождения данных лесного и земельного реестров у государства объявляется совладелец леса. Также распространены выход за границы делянки и вырубка под видом санитарных рубок.

   
   

«Сейчас недобросовестные лесозаготовители отходят от беспорядочной рубки и изобретают более сложные криминальные схемы, включающие связь с коррупционным покровительством со стороны контролирующих структур. Полицией выявлены случаи использования этих схем при пособничестве или попустительстве должностных лиц лесоохраны, – рассказала «АиФ в Твери» начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Тверской области Любовь Чернобаева. – За 9 месяцев по линии декриминализации лесного хозяйства выявлено 13 преступлений, из которых 11 совершены в крупном и особо крупном размерах. Пресечено четыре факта систематического взяточничества: деньги давались представителями арендаторов лесных участков».

Суд идёт

По версии следствия, одну из таких схем «чёрные лесорубы» применили в Западнодвинском округе: давали взятки руководителю местного лесничества. В ответ он закрывал глаза на «санитарные рубки» и санкционировал их. Следственный комитет возбудил против госслужащего четыре уголовных дела, которые уже направлены в суд. В Лихославльском округе на скамью подсудимых сядет организованная группа, причастная к хищениям древесины при расчистке и расширении трасс ЛЭП.

Организатор движения «Подари дрова» Николай Романенко рассказал нам, что сейчас на популярном сайте объявлений размещено около 600 частых предложений из Тверской области о продаже дров. «Наша общественная организация может закупать дрова только у зарегистрированных организаций и частников. Если же вы начнёте обзвон по указанным телефонам, то поймёте, что половину этих объявлений подали люди, у которых нет ни регистрации в качестве предпринимателей, ни разрешения на лесозаготовительные работы, – рассказал волонтёр. – На звонки они отвечают так: «Да, мы продаём дрова, но оплата только переводом денег на карту, без оформления документов». Очевидно, что продажей дров эти люди занимаются неофициально».

Кстати

Одним из способов борьбы с вырубками леса под видом благоустройства сельхозземель является их перевод в другую категорию, например в земли лесного фонда, в особо охраняемые природные территории или природные парки. С 2018 года больше всего таких переводов сделано в Торопецком районе, Осташковском, Спировском, Рамешковском и Молоковском округах.