Образование – дар. Руководитель ТвГУ об исследованиях на благо общества

Высшие учебные заведения – это оплот научной деятельности страны. Однако и сами они должны развиваться по науке: тогда их работа становится гораздо более эффективной.

   
   

Временно исполняющий обязанности ректора, директор Академической гимназии имени Максимовича, директор Института непрерывного образования Тверского государственного университета, доктор юридических наук Сергей Смирнов стремится использовать свои научные исследования на благо родного вуза. О том, что удалось сделать в этом направлении, мы поговорили с Сергеем Николаевичем в День науки, который отмечается в России 8 февраля.

Славная традиция

Елена Семко, tver.aif.ru: Сергей Николаевич, одна из ваших любимых тем – развитие талантов детей и молодёжи, взаимодействие высшего и среднего образования. Вы исследуете её в течение 15 лет. Какую роль это сыграло в создании Академической гимназии?

– Идея соединить науку, высшее и общее образование в единое организационное целое возникла ровно 300 лет назад в Петербурге. Тогда, при Петре Первом, впервые появилась триада: Академия наук, университет и академическая гимназия. Спустя 30 лет при создании Московского университета похожий опыт воплотил в жизнь великий учёный и организатор образования Михаил Ломоносов, которому принадлежат знаменитые слова: «Университет без гимназии, как пашня без семян».

В дальнейшем в России не все вузы открывали свои гимназии, однако практически все осуществляли методическое руководство той или иной гимназией. Это было эффективно. В Советском Союзе идею соединения высшего и среднего образования на время отвергли, хотя в 1960-е годы в составе нескольких крупных вузов образовались физико-математические школы, которые работают до сих пор.

Чтобы продолжить славные традиции российского образования, я проанализировал современное законодательство. Появилась идея создать такой формат в нашем университете. Идею поддержали руководители вуза Андрей Белоцерковский и Людмила Скаковская. В 2012 году мы вместе создали гимназические классы и уже через год преобразовали их в гимназию, которая получила имя Павла Максимовича. Сейчас в ней учится свыше 500 гимназистов, от 20 до 40% выпускников получают медали за успехи в учении. Многие из них выбирают тверские вузы для продолжения обучения.

– Что бы вы предложили усовершенствовать в сфере образования?

   
   

– В своих научных статьях я предложил ввести в России образовательные сертификаты, подкреплённые государственным финансированием, чтобы родители могли их использовать в той школе или гимназии, где посчитают нужным. Дело в том, что за обучение детей в академической гимназии родители вынуждены платить сами, и только губернаторский класс – 60 человек – обучается за счёт средств областного бюджета.

Живой организм

– Вы также много лет занимаетесь тематикой развития и функционирования отечественных вузов. Какие наработки удалось воплотить на практике?

– Научная работа позволяет, прежде всего, оценить роль и место университетов в обществе, а также сравнить различные модели их организации, выбрать из них наиболее оптимальные. Анализируя опыт других вузов, мы создали в нашем университете несколько структурных подразделений. У нас был открыт, а затем модернизирован Центр содействия трудоустройству выпускников. Появился Институт непрерывного образования, где возможности разных факультетов объединены на ниве дополнительного образования, доступного для широкого круга граждан. Мы также создали службу, ответственную за заключение контрактов, которая год назад, объединившись с юридической службой, стала контрактно-правовой. Пока мы видим в этом одни плюсы: повысились качество и скорость работы с документами, эффективнее используется кадровый потенциал, экономнее расходуются федеральные средства. Уверен, что опора на научные исследования при их создании пошла на пользу вузу. Форматы, кстати, могут меняться, так как университет – это живой организм.

– Вы 25 лет посвятили изучению социальных лифтов, то есть механизмов, с помощью которых человек может изменить свой статус в обществе. К каким основным выводам вы пришли?

– Во-первых, социальная мобильность – это одно из главных условий социальной стабильности и успешного развития любой страны, ибо, если человек лишён возможности реализовать себя, он начинает использовать свою энергию в других, зачастую недозволенных, формах. Социальные лифты были всегда и везде, за исключением кастового общества. Вопрос только в том, что они собой представляли и сколько людей могли ими воспользоваться.

Рассматривая каналы социальной мобильности с разных точек зрения, я пришёл к выводу, что уже порядка 300 лет основными из них в России являются государственная служба и образование. Причём за последнее столетие образование взяло первенство. Это поистине дар: и для общества, и для конкретного человека, и для его семьи. Именно так: образование – ещё и семейная ценность, от его уровня зависит качество жизни всей семьи. Хорошее образование, я уверен, способствует укреплению семейных ценностей.

Для российского студенчества

– Свою кандидатскую диссертацию вы посвятили теме возмещения экологического вреда, а докторскую – сословной системе в России середины XVII – начала ХХ веков. Пользуются ли учёные и студенты вашими наработками?

– Тематику, связанную с защитой природы, мне помог подобрать научный руководитель – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России Николай Ченцов. В диссертации рассматриваются сугубо практические вопросы: профилактика экологического вреда при осуществлении экономической деятельности и его квалификация в качестве имущественного либо экологического. Первый можно компенсировать материально государству или юрлицу. А вот второй должен возмещаться восстановлением нарушенной природной среды – согласитесь, это совсем иное. Над данной проблематикой я работал несколько лет, под моим авторством вышли учебные пособия в сфере экологического права. 

Фото: Тверской государственный университет

Что касается докторской диссертации, то на основе её материалов также написано несколько учебных пособий, которые используются в разных вузах страны. С «Историей отечественного государства и права» я в 2009 году стал лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу.  Надеюсь, мой труд не бесполезен для российского студенчества.

– Вы сами окончили вуз, где сейчас трудитесь. Какую роль в вашей судьбе сыграли ваши наставники и отличаются ли нынешние студенты, занимающиеся наукой, от вашего поколения?

– В том, что я полюбил науку и начал ею заниматься, наставники сыграли ключевую роль. Мне повезло с такими выдающимися педагогами, как Борис Губман, Наталья Лучинина, Вячеслав Воробьёв, Геннадий Сергеев и другие. Что касается современных студентов, то отличий от поколения 1980-х у них не так много, как кажется. Основное – в том, что они более ориентированы на конечный практический результат. И условия для научного творчества сейчас гораздо лучше. ТвГУ материально и морально поддерживает учёных, и День науки – ещё один повод отметить достижения молодых исследователей.

– Дефицит времени – это сейчас основная проблема. Где его найти для кропотливых научных исследований?

– Когда наука действительно увлекает, время находится. Свои диссертации я писал в интервалах от 23 до 3 ночи и в выходные. Да и сейчас исследованиям приходится посвящать в основном выходные и вечера. Очень надеюсь, что не в ущерб семье. Рецепта, как всё успевать, у меня, к сожалению, нет. Если бы он был, я реализовал бы ещё массу идей.

Досье

Сергей Смирнов. Родился в 1966 г. в Кашине. Окончил Тверской государственный университет по специальностям «история» и «правоведение». Работает в ТвГУ с 1993 г. Был заместителем декана юридического факультета, ответственным секретарём приёмной комиссии, проректором по экономико-правовым и социальным вопросам. В 1991 году завоевал титул чемпиона Тверской области по греко-римской борьбе.