Задачка для школы. Учебный год в Тверской области новый, проблемы – старые

Станислав Ломакин / АиФ

Миновал первый месяц с начала нового учебного года, а многие школы Тверской области так и остаются недоукомплектованными педагогами. Никуда не делась в регионе и проблема второй смены.

   
   

Откуда взять педагогов?

Сейчас в школах Верхневолжья трудятся 10 846 педагогов. Но их явно не хватает, чтобы закрыть все имеющиеся вакансии. Вливание 85 молодых специалистов в нынешнем году не смогло кардинально изменить ситуацию. Особенно остро чувствуется нехватка учителей по русскому языку и литературе, математике, а также по английскому языку.

Так, в одной из тверских школ в качестве русистов работают преподаватель изобразительного искусства и учитель младших классов. На такие меры приходится идти не от хорошей жизни. К сожалению, немногие выпускники вузов и ссузов готовы отправиться преподавать в школу. По официальным данным, в муниципалитетах региона в общей сложности насчитывается 41 вакансия (см. инфографику). А по факту многие действующие педагоги работают на полторы-две ставки, то есть нехватка кадров значительнее, чем можно подумать.

«Проблема, которую все давно обсуждают, – социальный статус педагога. Так сложилось, что, с одной стороны, мы говорим о важной миссии учителя, а с другой – у выпускников школы далеко не всегда возникает интерес к педагогической профессии, – говорит академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогического образования и социальных технологий Тверского госуниверситета Игорь Лельчицкий. – Поэтому решение проблемы дефицита кадров нужно начинать с целенаправленной работы уже в старших классах. Сегодня запущен федеральный проект «Классы психолого-педагогической направленности», с этого учебного года в нашем регионе началась реализация программы «Основы педагогики и психологии» для 10-11-х классов. Это профильное обучение детей, которые сами проявили к нему интерес. Наша задача – показать для них привлекательность и престижность уникальной профессии педагога».

Ещё один способ решения проблемы – целевое обучение. В ТвГУ действует программа набора и подготовки будущих педагогов по целевым договорам. Предполагается, что выпускник затем отработает три года в школе или детсаду, от имени которых заключён такой договор. Но, возможно, стоит предусмотреть для таких студентов и дополнительные меры поддержки, например специальные стипендии из средств муниципального или регионального бюджета.

«Конечно, зарплата педагогов тоже вызывает много вопросов. Вместе с тем очевидно, что только непосредственно рост зарплаты учителя не привлечёт в образование сразу большой поток желающих, – рассуждает профессор. – Сегодня на региональном уровне есть решение, и оно реализуется, о надбавке молодым педагогам в первые три года их деятельности. Однако требуется кардинальное изменение непосредственно базовой ставки, а это уже зависит от федеральных властей. Ещё должна исчезнуть диспропорция между зарплатами в мегаполисах и в других городах».

Снова во вторую смену

Нехватка кадров – одна из причин сохранения в регионе второй смены. Педагоги начальных классов порой вынуждены брать себе по две параллели: одну вести в первую смену, а другую – во вторую. Учителя-предметники также разрываются между классами, чтобы успеть отвести свой урок у всех школьников. Проблема тянется не первый год. Вторая смена введена в более чем 50 школах, расположенных в десяти муниципалитетах региона. Начинать уроки после обеда вынуждены примерно 12 тысяч учеников.

   
   

Повлиять на ситуацию власти пытаются с помощью строительства новых школ. Однако и тут не всё так просто. Например, в динамично развивающемся микрорайоне «Южный» областного центра возводят учебное заведение, которое сможет принять 1224 ученика. Сдать его изначально планировали к 1 августа этого года, но работы шли с большой задержкой. После вмешательства властей темпы строительства заметно возросли, и к сентябрю монолитный каркас здания подняли сразу до трёх этажей. Вот только принять ребят учебное заведение сможет теперь лишь в следующем году. А пока расположенная неподалёку школа № 51 вынуждена ежегодно открывать по семь первых классов.
Фото: АиФ в Твери/ Наталья Парамонова

В последние годы серьёзные усилия были направлены на решение демографического вопроса, родилось большое количество детей. Это позитивная тенденция, но, конечно, растёт нагрузка и на школы. «Мой старший сын учился во вторую смену во втором и третьем классах, сейчас во вторую смену ходит в школу дочь-второклассница. Это очень неудобно. Как отправлять детей в школу днём, если я в это время должна быть на работе? – рассуждает мама двоих детей из Твери Евгения Соколова. – Большинство кружков тоже работают во второй половине дня. К тому же нарушается весь распорядок дня ученика, включая режим питания».

Крайним сроком для решения проблемы второй смены в школах на федеральном уровне обозначен 2025 год. К этому времени за счёт открытия новых школ и привлечения в сферу образования молодых специалистов должна исправить ситуацию и Тверская область.

Кстати

В регионе принято решение о повышении надбавок молодым педагогам до 100% от должностного оклада. Раньше им платили надбавку в 50%. Кроме того, предельный возраст для получения стимулирующих выплат будет составлять теперь 35 лет.