Этот учебный год начинается по-особому: у каждого класса свои кабинет, перемены, расписание. Но насколько в реальности выполнимы эти условия? Может ли дистанционное обучение стать нашим будущим и не пострадает ли от этого качество образования?
На эти и многие другие темы мы поговорили с заслуженным учителем России из Удомли Тамарой Цапиевой. В этом году её ученик набрал сто баллов по профильной математике. Между прочим, единственный в Тверской области среди школьников этого года (еще 100 баллов по математике этим летом получил студент педколледжа, выпускник прошлых лет).
Все меры в меру
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Тамара Васильевна, как относитесь к тем новшествам, которые Роспотребнадзор рекомендовал школам ввести из-за пандемии?
Тамара Цапиева: Некоторые требования тяжело воплотить в жизнь, но мы понимаем, что речь идёт о здоровье и безопасности детей, а потому по возможности должны выполнять максимум рекомендаций. Ведь если один человек заболеет, могут закрыть на карантин весь класс. Поэтому в этом году у каждого класса будет свой кабинет. Теперь из помещения в помещение переходят не дети, а учитель. Конечно, нам это неудобно. Обычно у учителя всё заранее настроено: компьютер, интерактивные доски. Теперь это нужно в каждом кабинете делать заново. Будем подстраиваться. Ранее обсуждалась рекомендация разделить классы на две части. Но выполнить это сложно. При таком подходе педагог должен один и тот же урок вести два раза: то есть отработать не 4–5 занятий, а 8–10. В два раза больше! Учитывая, что у нас острая нехватка учителей в России, в том числе в Тверской области, заменить педагога некому. А физически такую нагрузку не выдержать. Да и невозможно все десять уроков в день провести на хорошем уровне. Поэтому, конечно, рекомендации нужно выполнять, но по возможности – то, что на самом деле реально.
Уволиться не хотелось
– В интернете уже пугают второй волной и возвращением дистанционного обучения. Как пережили те месяцы удалёнки и готовы ли к очередному онлайн-режиму, если вдруг такое произойдёт?
– Этот учебный год и учителя, и родители ожидали с тревогой. Но готовимся ко всему. Стараемся переделать некоторые программы, чтобы при необходимости в любой момент быстро уйти на дистанционный режим. Хотя сейчас должно быть легче, потому что уже есть опыт. Это не будет неожиданностью. Впрочем, и те два месяца дистанционного обучения весной наша школа пережила достаточно ровно. Уволиться после дистанционки, как писали некоторые педагоги в интернете, не хотелось. Но мне повезло с детьми. Мои ученики, например, и ранее имели опыт работы на онлайн-платформах, где школьные предметы изучаются в интерактивной форме. Это помогло быстрее освоить новый формат обучения. Проблемы возникали только в семьях, где двое-трое детей, а компьютер один на всех. Ещё одна трудность: сами порталы не выдерживали нагрузки. Мы работали на платформе «Российская электронная школа». Одновременно на этот сайт заходили тысячи людей со всей страны, поэтому он зависал. Если возвращаться к дистанционке, этот момент нужно доработать. Также иногда было плохое качество интернета. Но в целом мы справились. Со старшими классами проблем вообще не возникало, а вот с маленькими детьми были трудности. Если бы не родители, они бы одни не справились с онлайн-форматом. Ведь нужно было найти нужную платформу, зарегистрироваться, отсканировать то или иное задание, отправить его учителю. Так что большая благодарность мамам и папам, что вытерпели все сложности и помогали в этот момент. Правда, у учителей в тот период рабочий день длился круглосуточно. Вы же понимаете, что не все выходили в одно и то же время в онлайн. Поэтому учителя постоянно были на связи, отвечали на вопросы в любое время дня и ночи, готовили презентации к урокам, чтобы интереснее проходило занятие. Но это всё преодолимо. Главная проблема дистанционного образования – техническая неподготовленность школ. Для дистанционного обучения нужны графические редакторы, чтобы всё, что пишешь, сразу выходило на доску и на экран. Это дорогостоящее оборудование, которого нет ни в школах, ни у учителей дома.
– Многие педагоги жаловались, что дети подключались на урок в пижамах, кривлялись, регистрировались никами, а не именем-фамилией. Как вы решали вопросы с дисциплиной?
– Всякое бывало. У многих сбился режим: до обеда спали, ночью учили уроки. Но это же дети. Конечно, дистанционное обучение требует больше усидчивости от ребёнка. И большинство всё-таки старались. Так что надо сказать спасибо и самим ребятам. Может, если бы дистанционка пришлась на середину учебного года, было бы сложнее. А так на самоизоляцию ушли в апреле–мае, когда почти вся программа уже пройдена. Правда, в сентябре сейчас некоторые темы всё равно ещё раз повторим и закрепим.
– А как дистанционка отразилась на выпускных классах, ведь им нужно было готовиться к экзаменам?
– Поначалу было тревожно за одиннадцатиклассников. Поэтому мы организовали в нашей школе очные занятия в июне. Готовили ребят к экзаменам по математике, физике и русскому языку. Учеников разделили на группы по шесть человек. В кабинетах были бактерицидные лампы. Одни ученики уходили, мы проводили кварцевание помещения, потом приходили другие. Благодаря этим дополнительным занятиям ученики хорошо справились с ЕГЭ. Например, у нас средний балл по математике 69,3, а по региону – 52. В этом году в области всего два стобалльника по математике, один – у нас. Это Павел Иванов. Сейчас он студент Бауманского университета в Москве. Это всего второй случай в истории Удомли, когда наш ученик получает высший балл по математике. Ещё одна ученица, Елизавета Пищугина, в этом году получила сто баллов по русскому языку. Причём она технарь по складу ума. От неё ждали высшей оценки по математике, но ей чуть не хватило, зато по русскому – сто. В этом году у нас практически все выпускники поступили на бюджетные места в вузах.
– Говорят, будущее – за дистанционным обучением. Как вы к этому относитесь?
– Какие-то элементы дистанционного обучения, скорее всего, появятся в образовании. Вся наша жизнь сегодня завязана на технологиях, мы уже живём в телефонах. С другой стороны, живое общение ничто не заменит. Детей надо видеть, чувствовать.
Не поддаваться на провокации
– Начинается учебный год – и родители уже переживают, что после работы опять будут делать уроки с детьми, даже без дистанционки. Почему такие сложные программы, что детям не справиться без взрослых?
– Программы нормальные. Другое дело, что дети разучились сами добывать знания. Отчасти виной этому готовые домашние задания, которые сегодня с лёгкостью можно найти в интернете или купить в магазине. Это капитальное развращение детей. Они должны сами думать, а вместо этого списывают готовые решения. Есть, конечно, самостоятельные дети, но их меньше. Что касается помощи родителей, я всегда говорю мамам и папам: «Дети – ваши. Если вы им не поможете, кто поможет?» Другое дело, что не нужно доводить до крайности и полностью делать всё за ребёнка, но помочь разобраться, позаниматься надо. Только для этого у родителей должно быть терпение, а его часто нет.
– Сегодня часто ругают школьников: не почитают учителя, дерзят на уроках и т.д. Так ли это? Какие они, современные дети?
– Каждого ребёнка нужно заинтересовать, тогда не будет никакой дерзости. На самом деле многое зависит от учителя. Из-за чего ученики дерзят и бездельничают на уроках? Как правило, из-за того, что не понимают твой предмет. Ведь если понимают, они слушают и решают примеры с удовольствием. Учитель и ученик не должны стоять по разные стороны. Должно быть взаимопонимание. Конечно, всякое бывает, но учителям не надо поддаваться на провокации. Некоторые вещи нужно пропустить, некоторые сгладить. Всё равно мы взрослые, а они ещё дети.
На свадьбу – калькулятор
– В адрес школы тоже звучит много претензий: стали хуже учить, дети плохо считают, пишут с ошибками и т.д. Насколько это справедливо?
– Своё влияние оказывает зависимость от гаджетов. Достал телефон – и любой пример решил. У меня на уроках с 1-го по 11-й классы вообще запрещены калькуляторы. Иначе дети перестают думать и считать. Ведь математику без счёта невозможно знать, а он закладывается с первого по шестой классы. Если ребёнок не научится считать в этот период, дальше не поймёт алгебру. В математике всё тянется одно за другим. Но начинается всё со счёта. А калькуляторы только портят детей. Я иногда родителям в шутку говорю: «Будет ваша девочка выходить замуж, подарите ей калькулятор». Но на уроках – полный запрет. Надо самим думать!