Напомним, что 25 ноября, в субботу, в Кимрском округе в районе населённого пункта деревни Тихоново (100 км от Твери) потерпел крушение легкомоторный самолёт. Пилот успел выбраться из кабины до того, как воздушное судно на половину ушло под воду, так как толщина льда в Волге на тот момент составляла, по данным МЧС, не более 6 см.
Пилотировал самолёт в тот день 70-летний лётчик-испытатель Борис Келазев, который у себя на странице ВКонтакте напишет, что он спокойно открыл дверь и выбрался наружу, глубина в реке в том месте была всего 50 сантиметров. К слову, мастерству и хладнокровию пилота в условиях такой жёсткой посадки можно позавидовать, ему даже не потребовалась медицинская помощь.
Его «коронным» номером был полет «на спине»
В одном из очерков, основанном на отрывке из книги «Профессия - авиационный конструктор (записки инженера-изобретателя)» (12+) Юрия Воронкова, опубликованном на портале «Новости для авиастроителей Таганрога», сообщается, что Борис Келазев является военным лётчиком, полковником запаса, президентом авиационно-технического клуба «Вертикаль», находящимся в Московской области.
Ещё будучи школьником, он занимался авиамоделизмом. В Муниципальном Авиамодельном клубе в Таганроге до сих пор хранится его модель-копия самолёта ЯК-18, на которой он демонстрировал фигуры высшего пилотажа, например, полёт «на спине».
У первого самолёта заглох двигатель
Пилот вспоминает, что в Таганроге он служил лётчиком-инструктором, учил курсантов Ейского училища латать на реактивном истребителе «Су-7». Также они ему помогали строить самодельный самолёт, названный «Стрекоза». Начались работы в 1976 году, а закончилось строительство в 1980 году.
«На буксире летал на ВПП лагерного аэродроме в Миллерово в 1981 году, а на моторе уже в Таганроге в 1982 году. В те годы мало у кого летали самоделки, все только начиналось. Тогда считалось у самоделов, если у твоего самолета колеса в воздухе, то ты герой и уважали сильно», - вспоминал Борис Павлович.
Последний полёт на «Стрекозе» завершился тем, что мотоциклетный двигатель, установленный на самолёте, не справился от возникшего скольжения на вираже, и заглох. Но Келазев удачно смог приземлить с высоты второго этажа самодельный аппарат не на нос, а на колеса, хотя и задел крышу казармы.
Работал в НИИ ВВС и проектировал «самоделки»
Потом, когда к ним прибыл командующий ВВС округа, начальник Ейского училища Борис Павлович рассказал ему о себе и о мечте стать испытателем. Его отпустили учиться.
«Пришлось здорово постараться, сдать экзамены и поступить в испытатели. Впоследствии я перевез свой самолет к новому месту службы, восстановил его, самолет много летал», - рассказал пилот.
В итоге он окончил школу летчиков-испытателей в Ахтубинске, работал летчиком-испытателем в НИИ ВВС, а проектированием и строительством «самоделок» занимается до сих пор. Келазев принимал участие во всех слетах проводимых министерством авиационной промышленности и ФЛА СССР в качестве эксперта летчика-испытателя. Также он работал и летал вместе с заслуженным лётчиком-испытателем РФ Евгением Лахмостовым («дядя Женя»).
Кстати...
Напомним, что Борис Павлович уже совершал жёсткую посадку в Тверской области. Это было 23 июля прошлого года. Управляя самолётом «Икарус С42В», он совершил аварийную посадку на берегу реки Хотча у населённого пункта Белый Городок. Также, как и 25 ноября 2023 года, он самостоятельно покинул самолёт. Оба раза полет не был согласован, сообщал ранее telegram-канал «112».