Представьте, что вы оказались в незнакомой деревне и зашли в заброшенную церковь – таких много в тверской глубинке. И вдруг вашему взору предстаёт творение сродни кисти мастеров эпохи Возрождения: столь яркое и прекрасное, что замирает сердце. Именно это случается с теми, кто оказывается в селе Еськи Бежецкого округа.
По мнению российских и зарубежных экспертов, уровень настенной живописи в местном Богоявленском соборе соответствует памятникам мирового значения. Спасти шедевр и привлечь к нему внимание пытается межрегиональная общественная организация по сохранению культурного наследия «Центр «Сельская церковь» совместно с коллегами и единомышленниками. Мы беседуем с его директором Инной Лобачёвой.
Невероятная энергетика
– Инна Викторовна, ваша организация занимается изучением и возрождением сельских храмов уже более 30 лет. Чем на их фоне выделяется церковь в Еськах?
– Особенность Есек в том, что в истории села и его Богоявленского храма переплелись судьбы выдающихся людей, трёх художников разных времён и жанров: живописца Михаила Тыранова, писателя Николая Гоголя и режиссёра Алексея Балабанова. Все они оставили след в истории.
Путешественники же едут в Еськи, в первую очередь, чтобы увидеть высокохудожественную настенную живопись. Огромный сюжет «Изгнание торгующих из храма», занимающий всю западную стену церкви Богоявления Господня, – поистине уникальное произведение искусства.
В настоящее время эта великолепная храмовая живопись находится под угрозой исчезновения. Кандидат искусствоведения Анна Павлова написала об этом так: «За свою жизнь я ни разу так близко не сталкивалась с подлинным сокровищем искусства, находившимся в такой степени небрежения. Это всё равно, что увидеть растоптанного и брошенного в грязь Рафаэля».
– А что представляло собой село, где появилось такое произведение искусства?
– Еськи – одно из самых древних сёл Бежецкого округа Тверской области. По данным археологических раскопок, поселение в устье реки Осень располагалось ещё в VIII–IX веках. Позднее здесь был основан древний городок Иезьск (Езьк). Его название происходило от слова «езы» – приспособления на реке для ловли рыбы.
В середине XIX века Еськи были крупнейшим селом Бежецкого уезда и третьим по численности населения селом Тверской губернии после Кимр и Медного. В 1859 году здесь насчитывалось 2075 жителей и 361 двор. Спустя два года Еськи стало волостным центром, где работали волостное управление, два завода, больница с родильным отделением, построенная местным лесопромышленником Озеровым, начальная трёхклассная школа, напротив которой поставили памятник царю-освободителю Александру II.
Необычно, что в Еськах практически не было земледелия. Ежане, хотя и считались крестьянами, вели городской образ жизни, были ремесленниками и торговцами. По архивным сведениям, в 1891 году в этом селе жили 83 сапожника, 19 рыбаков и 262 человека, занимавшихся отхожими промыслами, то есть регулярно уходивших на заработки в другие места.
Ежане-сапожники шили модельные ботинки для женщин и модные сапоги для мужчин. Но главная задача села была связана с выполнением заказов для русской армии – еськовское сено высоко ценилось своими свойствами за счёт весенних разливов и плодородного ила.
– Когда здесь построили храм Богоявления Господня?
– Богатую каменную церковь с колокольней возвели в 1801 году на средства прихожан. До этого в селе находились два деревянных храма: Никольский и Воскресенский, постройки начала XVIII века. Около храма каждую неделю проходили ярмарки, жители окрестных деревень привозили сюда различные продукты земледелия и животноводства. У ежан своих продуктов, за исключением рыбы, не было.
Огороды в Еськах стали появляться лишь после революции 1917 года, особенно в период коллективизации, когда земля становилась единственным источником пропитания. В 1935 году село сделали центром сельсовета Бежецкого района Калининской области. В 1970–1980 годах в Еськах находились отделение колхоза, рыболовецкая бригада, школа, почта, медпункт, пожарная часть, пекарня, баня, магазин.
Сейчас в этом селе постоянно проживает около ста человек. Но именно здесь, на краю Тверской области, ощущается невероятная энергетика.
Путь к Богу
– В ноябре вы представили в Москве, Твери и Бежецке новый документальный фильм «Путь храма: от мировой живописи до великого режиссёра» (12+). О чём он?
– В июле этого года решением Владимира Путина нам с автором идеи и режиссёром Евгением Авдеевым присудили грант президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (в целом по стране поддержку по этому гранту получили 100 проектов). Этот фильм – попытка привлечь внимание всей России к состоянию храма в Еськах, изучению его интереснейшей истории и возрождению села.
Кинокартина рассказывает о поисках трёх творцов пути к Богу через искусство. Так, Михаил Тыранов создал в Бежецком крае центр притяжения талантов. Именно его артель расписывала стены Богоявленского храма в Еськах в 1854–1856 годах, а также некоторых других памятников северо-востока Верхневолжья: Смоленской церкви в селе Алабузино, Тихвинской церкви в селе Сукромны...
Михаил Васильевич – это старший брат известного живописца Алексея Тыранова: академика Императорской Академии художеств, ученика Венецианова и Брюллова. Но, если один работал в Риме и Петербурге, то другой предпочёл остаться на малой родине, где у него была большая семья – одиннадцать детей.
– А Николай Гоголь? Разве религия была ему близка?
– Немногие знают о том, что в 1845 году автор «Мёртвых душ» и «Ревизора» даже хотел уйти в монастырь. В последние годы жизни духовным отцом великого писателя был протоиерей Матфей Константиновский, которого хорошо знали и почитали в России и за рубежом. За ним ходили толпы, в нём видели современного святого.
Отец Матфей одно время служил в Еськах. О его взаимоотношениях с Николаем Васильевичем, о духовных исканиях писателя в нашем фильме рассказывает автор многочисленных трудов о жизни и творчестве Гоголя, профессор Владимир Воропаев. По его словам, Гоголь умер как праведник. А отец Матфей был далёк от образа, который ему иногда навязывают: фанатика, едва не сгубившего писателя.
– Наконец, режиссёр Балабанов – весьма спорная личность. Чем его привлекли Еськи?
– В 2012 году Алексей Октябринович снимал здесь свой последний фильм «Я тоже хочу» (18+), где осмысливается тема ухода человека из жизни, поиска Бога и желания счастья. Сама «колокольня счастья», к которой отправились герои картины, снималась в Вологодской области, однако путь к ней лежал через церковь в Еськах. О том, что путь к Богу может быть разным, об исканиях самого режиссёра рассуждает духовник Алексея Балабанова игумен Рафаил – очень глубокий человек. Балабанова он называет русским православным режиссёром.
Собирая осколки
– Что вам уже удалось сделать для сохранения храма Богоявления Господня?
– История его спасения длится с 2007 года, когда специалисты нашего центра во главе с его основательницей Светланой Александровной Мельниковой впервые приехали в поросшие борщевиком Еськи и поразились масштабам настенной живописи местного храма. Мы начали его обследование, а в 2009–2011 годах укрепили основание и шпиль колокольни, заменили кровлю на четверике, где располагается сюжет «Изгнание торгующих из храма».
Затем работы пришлось приостановить из-за пандемии и нехватки финансирования, но просветительская деятельность, популяризация села с его самобытной историей продолжалась. О Еськах узнали, сюда стали приезжать ценители древности и искусства.
Спустя десять лет мы установили недостающие деревянные окна в алтарной части храма, закрыли оконные проёмы в трапезной и световые в барабанах (цилиндрическое основание для купола – прим. ред.). А в 2022–2023 годах реализовали грантовый проект «Сельские церкви – духовный каркас России» на северо-востоке Тверской области: провели шесть волонтёрских субботников возле храмов; организовали две летние художественные практики, в том числе для студентов Тверского художественного колледжа имени Венецианова; по результатам пленэров провели выставки и уличные экспозиции; записали аудиогиды по истории восьми храмов; подготовили акты технического состояния на семь объектов культурного наследия.
Нашими партнёрами стали Тверское отделение ВООПИиК, Общественная палата Твери, московский проект «Консервация», молодёжное движение «Преображение» города Рыбинска Ярославской области. С 2023 года к делу спасения монументальной живописи северо-востока региона присоединились преподаватели и студенты Российского государственного художественно-промышленного университета имени Строганова. Участники экспедиции ужаснулись состоянию церковной стенописи и начали собирать фрагменты росписи.
В 2025 году Богоявленский храм был законсервирован по федеральной программе.
– Что движет вами и вашими единомышленниками?
– Те, кто занимается спасением памятников архитектуры и искусства, изучает их, привлекает к ним внимание, видят в этом смысл жизни. Мы рады, что к нам присоединяется всё больше специалистов и волонтёров. Когда студенты из Строгановки в первый раз собирали в Смоленской церкви села Алабузино фрагменты росписей, они буквально плакали, задаваясь вопросами: зачем всё это? разве кому-то, кроме нас, это нужно? Теперь эта инициатива переросла в регулярные экспедиции при поддержке проекта «Консервация».
Совместно мы продвигаем идею открытия в Бежецке Центра реставрации монументальной живописи. В инициативную группу по его созданию входят также искусствовед, лауреат Макарьевской премии за труд «Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке» Анна Павлова, краевед Иван Крылов, специалисты и художники-реставраторы Лаборатории консервации и реставрации объектов культурного наследия «Со_хранение».
Нас будто ждали
– Чтобы жил сельский храм, прежде всего должно жить село. Какова реакция местных на происходящую в Еськах «движуху»?
– Жители Бежецка и округа очень активно поддерживают наши инициативы: субботники и культурные мероприятия. Когда мы впервые провели в заброшенном храме благотворительный концерт классической музыки, на него пришли не только местные, но и приехали люди из окружного центра. На следующий год в храме выступал уже архиерейский хор города Бежецка, в этом году в Еськи и Сукромны приезжал московский хор «Антик». Еськи регулярно посещают блогеры, путешественники и художники.
Наш опыт по сохранению, изучению и популяризации монументального церковного искусства мы переносим на другие регионы. Так, инициативные жители Ивановской области сами обратились к нам за помощью в сохранении культурного наследия их края. Мы уже организовали туда экспедиции с участием искусствоведов, художников-реставраторов, историков и фотографов.
Однако именно северо-восток Тверской области – это уникальное явление не только для Верхневолжья, но и всей России.
Спящая красавица
– К сожалению, жители этой территории вряд ли в полной мере осознают её уникальность. Каким образом это можно исправить?
– Нужно рассказывать о наследии региона ещё в школе, чтобы дети знали о том, какие выдающиеся люди жили и творили на их малой родине, чем она самобытна, чтобы у подрастающего поколения была гордость за свой край, желание и возможность созидать.
При развитии территории важно также грамотно расставлять приоритеты и подходить к решению проблем комплексно: выделять, на что сделать упор, чтобы за этим потянулось всё остальное. Для Есек, возможно, это сохранение и популяризация уникального Богоявленского храма, куда бы могли приезжать туристы со всей страны. Да, многое утеряно. Но многое при желании ещё можно спасти. И Богоявленская церковь – словно спящая красавица, которая вот-вот должна проснуться, нужен только импульс!
Досье
Инна Лобачёва. Родилась 12 августа 1979 года в городе Грозном. Закончила Санкт-Петербургский горный институт имени Плеханова. В 2020 году прошла обучение в школе сохранения и ревалоризации культурного наследия «Ре-школа». Специалист по сохранению и развитию культурного наследия. Руководитель грантового проекта Центра «Сельская церковь» «Сельские церкви – духовный каркас России» 2022 года, директор документального фильма «Путь храма: от мировой живописи до великого режиссера» 2025 года. Замужем, воспитывает двоих детей.