История про тверские граффити с изображением лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына облетела, пожалуй, пол-России. Скандал не утихал почти полтора года. Наконец на прошлой неделе в громком деле поставлена точка, а писатель всё-таки «прописался» в областном центре.
Портрет Солженицына на фасаде одного из домов областного центра нарисовал местный художник Виктор Лебедев (известный также по псевдонимам Витя Джок и Джокер). Однако часть жителей начали кампанию за уничтожение граффити. Не обошлось без полиции и штрафов. В начале июля некие активисты злополучный фасад закрасили, но неожиданно по распоряжению главы региона Солженицыну дали новую «прописку», причём в центре города. Что за ситуация возникла в Твери, какой урок впору вынести городу и как преобразить областной центр, художник рассказал нашему изданию.
Прописка для Нобелевского лауреата
Екатерина Евсеева, "АиФ Тверь": Почему важно, чтобы граффити с изображением Солженицына было в Твери?
Виктор Лебедев: Я рисовал граффити ещё осенью 2018 года – к 100-летию со дня рождения писателя. Мне хотелось сделать такой подарок своему городу. Ведь Солженицын – писатель, который достоин того, чтобы о нём помнили, читали, изучали. Я сам читал некоторые его произведения, они произвели на меня большое впечатление. Например, в книге «Один день Ивана Денисовича» меня поразило, как человек остаётся человеком в тех диких лагерных условиях. Показан всего один день, которого, казалось бы, уже достаточно, чтобы умереть. А таких дней у заключённых были десятки, сотни… О человеке и государстве, о России, которую мы потеряли, рассказывается и в произведении «Матрёнин двор». Я уже не говорю про публицистику Солженицына, которая актуальна до сих пор. Александра Исаевича можно уважать хотя бы за то, что он не побоялся говорить о вещах, о которых тогда рассказывать было страшно: репрессии, лагеря, «без вины виноватые». И вот мне хотелось к столетию писателя создать его портрет, однако рисунок тогда полностью завершить не удалось. Официально претензия звучала так: рисунок не согласован с жильцами дома. Хотя я его делал по предварительной договорённости с одним из городских депутатов. На самом деле, думаю, всё дело в личности Солженицына. Ведь есть те, кто считает его чуть ли не предателем. Возможно, для кого-то Александр Исаевич – спорная личность. Но ведь именно Солженицын в эпоху тоталитаризма заступился за человека. Он показал в своём творчестве, что люди важнее любой идеологии. И это важно помнить.
Досье
Виктор Джокер (Лебедев) родился в 1985 г. Окончил Тверской торгово-экономический колледж. Художник. Его работы можно увидеть не только в Твери, но и в Ржеве, Вышнем Волочке, Бологовском районе и т.д.
– Рядом с портретом была написана фраза «Жить не по лжи», многих зацепила именно она. Частицу «не» неизвестные позже даже закрасили. Почему эти слова так остро были восприняты?
– Да, под портретом Солженицына я написал «Жить не по лжи» – по названию эссе писателя. Мне хотелось напомнить, что в силах каждого менять мир – начиная с себя, конечно. Собственно, об этом и писалось в знаменитом эссе. Почему это кому-то не понравилось? Мне сложно говорить за всех людей. Примеряя на себя, что меня могло бы зацепить, предположил: фраза обличает, поднимает совесть. Люди же часто не хотят видеть то, что заставляет их чувствовать себя неловко.
– Какой была твоя реакция, когда часть людей не приняли граффити? Не обидно, что рисунки на детскую тему или с цветами «заходят» лучше, нежели серьёзные сюжеты?
– На самом деле всегда найдутся те, кто будет критиковать. Это какая-то часть нашего менталитета. Когда другой тверской художник, Амин Саим, нарисовал на одном из фасадов девочку с зайчиком и цветочком, тоже были осуждающие. Просто действительно есть люди, которые считают, что лучше оставить серые стены и ничего не трогать. Однако тогда, осенью 2018-го, я, конечно, не ожидал такой реакции по поводу граффити Солженицына. По сути, волна поднялась стараниями одного человека. Жалко ли, что тот рисунок закрасили? Главное, что о писателе вспомнили, о нём говорили, а в итоге вообще выделили для нового портрета стену в центре города. В интернете появились рассуждения, что мне, мол, платят, потому я и делаю. Сразу скажу: за эту работу мне никто ничего не платил, но помогли с краской и предоставили кран, за это спасибо.
Искусство на грани провокации
– Пару месяцев назад в Питере со скандалом закрасили портрет Бродского, потому что его нарисовали без согласования. Полтора года не утихала история с Солженицыным. Так нужно ли спрашивать мнение жителей?
– Я следил за историей в Питере. Там сделали классный стрит-арт с Бродским напротив дома, в котором когда-то жил сам поэт. Но тут же закрасили. Питер – город творческий, но и в нём тоже часто закрашивают целые кварталы стрит-арта, даже очень достойные. По закону действительно рисунок нужно согласовывать с собственниками здания. Я сейчас в основном занимаюсь оформительством, росписью стен – по согласованию. Но сама философия граффити и стрит-арта – искусство на грани провокации, пространство нелегальных работ. При этом художники стараются отразить то, что их волнует: окружающий мир, политическую ситуацию, социальную обстановку, показать героев или антигероев. Зачастую искусство – как зеркало. Оно ставит вопросы, ищет ответы на них, заставляет людей размышлять.
– Вкусы у всех разные, но одни граффити украшают, другие портят внешний вид. Где границы «настенной» живописи?
– Изначально уличные рисунки считались нелегальными. Сегодня граффити – неотъемлемая часть городской среды. Однако у стрит-арта должна быть своя этика. Всегда нужно думать, насколько уместно то, что ты собираешься изобразить. Есть рисунки, которые несут смысл и украшают здания. Но когда разукрашивают неприличными картинками или словами памятники, заборы, здания, подъезды – это уже вандализм.
– Как у художника, у тебя есть идеи, как преобразить Тверь?
– Глобально рассуждать я не могу, но есть многие вещи, которые поражают сейчас. Вот взять даже фасад, где я нарисовал новое граффити с Солженицыным. Этот дом находится на туристическом маршруте – бульвар Радищева, тут же главная пешеходная улица областного центра – Трёхсвятская. Самый центр города! Но выглядел этот фасад отвратительно. Этажи были выкрашены в разные цвета. Сверху какие-то цементные вставки, осыпающаяся штукатурка, кирпичи торчат. И таких зданий в городе много. Создаётся впечатление, что мы не в областном центре, а в бедном посёлке, где нет денег даже на штукатурку. С чем это связано? С работой коммунальщиков, отношением управляющей компании или самих жителей? Я не знаю, но всегда считаю, что начинать надо с малого, а чаще всего – с себя.
Вот у нас во дворе дома несколько мамочек с детьми. Все просто гуляют, а одна ещё сажает цветы, красит горки, украшает двор. И это вдохновляет. Только кажется, что один в поле не воин, но и один человек на многое способен. Если такое отношение к городу будет проявлять каждый, то город будет намного краше. А если говорить о Твери с точки зрения художника, этот город – огромное полотно, на котором можно изобразить много всего интересного. Старые фасады, заборы, заброшенные дома… Если отдать эти пространства творческим людям, то бетонные стены оживут.
Город – в красках
– Как-то твою работу с рэпером Децлом в своём Инстаграме оценил известный блогер Юрий Дудь. Тебе было приятно?
- Конечно. Всегда приятно получать обратную связь. Это как раз один из двигателей, который заставляет работать. Ведь ты делаешь не просто для себя, а чтобы это было как-то воспринято, понято или не понято.
– Чьи работы вдохновляют тебя и что в ближайших планах?
– Меня восхищают работы польского дуэта Etam Cru. Это настоящие шедевры. Ребята настолько популярны, что за рубежом городские власти заказывают им обновление домов. После работы художников эти места из обычных улочек с неприметными домами превращаются в главные достопримечательности, на которые съезжаются посмотреть не только жители города, но и многочисленные туристы.
Что касается моих планов, у меня есть проект про наших земляков – хореографов, которые возрождали традицию русского танца. Это Татьяна Устинова и Евгений Комаров. Скорее всего, эти изображения появятся на подстанциях, предварительная договорённость с энергетиками уже есть. Также давно хочу изобразить Корнея Чуковского с его персонажами. Как скоро воплотятся эти задумки, сложно загадывать. Но мне бы хотелось, чтобы на стенах нашего города появлялись люди и сюжеты, достойные города и страны.
Справка
Александр Солженицын не раз лично бывал в Тверской области и черпал отсюда некоторые сюжеты для своих произведений. В год 100-летия со дня рождения Солженицына в Москве открыли памятник писателю, прошли конференции во многих российских городах, в Вашингтоне, Милане и Париже. В Твери же одни боролись за уничтожение граффити, другие собирали подписи в защиту. 4 июля 2020 года активисты партии «Рот Фронт» закрасили портрет писателя белой краской, мотивируя тем, что «жизнь и деятельность Солженицына глубоко чужда и враждебна нашей стране». На это отреагировала вдова писателя. Она сказала: «Сначала, ещё раньше, напали на подпись «Жить не по лжи». Хотели Солженицына ударить, а выстрелили сами в себя – расписались, что живут и хотят жить по лжи».