С видом на поле. «Фишкой» Черногубово под Тверью стало арт-пространство

Света Рудакова / Из личного архива

«Идеального момента для творчества, когда ты сядешь на берегу Лазурного побережья писать роман и никто тебя от него не отвлечёт, никогда не настанет. Поэтому творить нужно в любое время. Большинство своих сценариев я написала в автобусе», – говорит создательница арт-пространства «Черногубово» и «!Театра чувств!» Ксения Бабковская.

   
   

Всё, к чему бы она ни прикасалась, превращается в волшебство. На её фестиваль в Черногубово под Тверь приезжают музыканты и модельеры, художники и танцоры. Её сцена выходит в поле, где артисты играют спектакли, глядя в бескрайнюю даль. О том, как арт-пространство стало «фишкой» деревни, мы побеседовали с Ксенией.

Пандемия в помощь

Елена Семко,tver.aif.ru: Создать арт-пространство в деревне – смелое решение. Возникали ли сомнения насчёт того, что это будет кому-то нужно?

Ксения Бабковская: Я никогда не думаю о том, будет ли популярным то, что я делаю. Волшебство творчества гораздо важнее. Предшественником создания арт-пространства стал спектакль «Побег в поле», который мы вместе с группой «Dao Sun» («Дао Сан») сделали во время пандемии. Это был своеобразный протест против затворничества, наш ответ: искать и находить выход в себе, в творчестве и в гармонии с природой. Мы просто вышли в поле и творили. Спектакль получил хорошие отклики на фестивале «Part Academy – Академии исполнительских искусств» в Санкт-Петербурге. О нас написал журнал «Вокруг света».

Из-за ковида тогда закрыли все клубы, нам с учениками стало негде заниматься фламенко. Но жизнь продолжалась, хотелось жить! Сначала мы проводили уроки онлайн, но, как только чуть потеплело, родилась идея танцевать в лесу. Просила своих сыновей брать тележку и возить в лес доски, так как для танцоров фламенко важно стучать каблуками. Когда занятие заканчивалось, доски увозили домой. Вот и надоело так мучиться. Нашли место на своём приусадебном участке, построили сцену. Потом у неё появились стены, зеркала, крыша…

Мне помогали родители, дети, подруги, друзья детей. Всё делали своими руками. Добрые люди бесплатно привозили материалы, выравнивали площадку. В Черногубово есть замечательный строитель по имени Карло Кварацхелия, его все зовут Папа Карло: он внёс свой вклад как профессионал. Огромное всем спасибо!

Фото: Из архива/ Алексей Крылов

– Арт-фестиваль в Черногубово в этом году прошёл в четвёртый раз. Наряду с техно- и рок-группами, танцорами этники и деятелями современного искусства в нём участвовали любительские театры. Неужели зрителям не хватает профессиональных театров?

   
   

– Некорректно называть такие театры любительскими или самодеятельными. Я приглашаю экспериментальные театры, так как арт-пространство Черногубово – это место для эксперимента. Например, в фестивале участвовал тверской плэйбэк-театр «Преображение», чьи спектакли рождаются здесь и сейчас. Актёры отыгрывают ситуации, связанные со зрителями, которые к ним пришли именно сегодня.

В искусстве важно искать современные формы, новые подходы. Это делается не столько ради публики, сколько ради самого искусства. Но заявок на фестиваль поступает всё больше, его география расширяется. Тем, кто делает что-то по-настоящему интересное, я готова предоставлять площадку на безвозмездной основе.

– Насчёт безвозмездной основы. В современном мире, если кто-то что-либо затевает, то, как правило, чтобы заработать деньги. На что же иначе существовать?

– Хотелось бы зарабатывать экспериментальным искусством, но, как правило, тем, кто его создаёт, приходится трудиться на разных работах, в том числе не связанных с творчеством. И мне тоже. От этого устаёшь, это отнимает много сил. Но такова жизнь. Если даже апостолы вынуждены были зарабатывать на хлеб плетением сетей, что говорить о нас? Все трудности пересиливают любовь и интерес к своему делу.

Фото: Из архива/ Serega Alucard

Подлинная культура

– Твой фестиваль потрясающе яркий. Красивые костюмы, участники, зрители… Красота спасёт мир?

– Да, красота и творчество. Я очень чувствительна к эстетике и стараюсь приносить красоту во всё, даже в быт, в мелочи, насколько возможно. Это тоже преображение мира, творческий подход к жизни, особая философия. Зрителей я также прошу представать «в образе», чтобы арт-фестиваль превратился в магическое действо, участники и зрители которого ощущают себя на одной волне.

– Как к такому относятся соседи, сельские жители?

– Арт-пространство воспринимается как достопримечательность Черногубово. Люди интересуются, записываются на фламенко, делятся собственным творчеством. Например, у нас в деревне есть художница, а одна девушка изготавливает очень красивый зефир. Для местных жителей я также провожу вечёрки. Приглашаю многодетные семьи, бабушек как носителей традиций, чтобы они рассказывали о своей жизни, пели частушки и песни. Ведь это и есть подлинная культура.

Я убеждена, что люди должны интересоваться историей своего рода, своего края – это принципиально важно. В детстве я жила в Сибири, где много впитала от своей бабушки. Она была травницей, а её предки считались знахарями. В роду были кержаки – староверы, соединившие в себе православие и язычество. И я всё это чувствую на подсознательном уровне. Вообще сейчас – новая волна: создавать искусство из того, что тебя напитало, из собственных наблюдений, вдохновляясь тем, где и как ты живёшь, людьми, которые тебя окружают. Поэтому мне хотелось бы проводить такие вечёрки на постоянной основе.
Фото: Из архива/ Serega Alucard

– Арт-фестиваль «Черногубово» вошёл в лонг-лист всероссийской премии «Жить вместе», на которую было подано 720 заявок из 74 регионов, в номинации «Культура». Что дают небольшим коллективам премии, конкурсы?

– В материальном плане – ничего. Но это культурный обмен, вхождение в театральную среду, повышение своего уровня, да и просто движение, чтобы не застаиваться. Мой «!Театр чувств!» ездил на международный фестиваль современного театра «Наш кислород» в Белгороде, где мы с художницей Катариной Лав представляли спектакль «Время». Я благодарна членам жюри, которые настолько прониклись нашим творчеством, что специально под нас придумали новые номинации: «За предельную искренность и честность художественного высказывания» и «За самобытный актёрский язык».

В подмосковном Клину на фестивале «Сиреневый вечер» со спектаклем о Фриде Кало «Квадратура Фриды» (14+) мы вместе с «Театром танца фламенко Duende» взяли номинации за лучшее музыкальное и художественное оформление, со спектаклем «Человек, или Каждый из людей» (14+) вместе с Алексеем Гатиным – премию «Оригинальная режиссура».

Фото: Из архива/ Алексей Крылов

Растёшь вместе с детьми

– Многие живут в режиме «работа – дом», быт, деньги, хлопоты. Как из него вырваться?

– Это вопрос приоритетов: каждый выбирает, что для него важнее. Но если у вас всё-таки есть тяга к творчеству, важно понимать, что никогда не наступит идеальный момент, чтобы им заняться. Поэтому нужно просто начать творить, каждый день помаленьку. Сидя в очереди, достать ноутбук и писать, делать зарисовки, обдумывать комбинации. Большинство своих сценариев я написала в автобусе.

Если не можешь бежать к своей цели, то к ней надо хотя бы лежать: мысленно переноситься в своё пространство. Для женщин есть такой танец-медитация, называется каошики. Мне он очень помогает, через него приходит успокоение и много разных идей. Очень рекомендую.

– Ты мама троих детей. Как сочетать материнство с творчеством?

– Я хотела бы обратиться к людям, которым пора бы рожать детей, но они сомневаются, что справятся. Поверьте: дети не мешают творчеству. Никогда! Наоборот, они – твоя поддержка и опора, ты растёшь вместе с ними. Детей я брала с собой и в библиотеку, и на спектакли, где они впитывали всё, что видели. Возможно, именно это помогло им рано почувствовать и понять своё призвание, пойти своей дорогой.

А бытовые и денежные вопросы решаются по ходу. Бог поможет, Вселенная не оставит. Если же возникают трудности, надо просто остановиться, подумать, что-то переосмыслить и пойти дальше.

Питерская группа Oligarkh - гость арт-фестиваля в Черногубово. Фото: Из архива/ Serega Alucard

Досье

Ксения Бабковская.

Родилась в Новокузнецке. Переехала с семьёй в Тверь в 1995 году. Окончила филологический факультет Тверского государственного университета и Тверской колледж культуры им. Львова. Кандидат филологических наук. Создатель «!Театра чувств!» и «Театра танца фламенко Duende», арт-пространства Chernogubovo и фестиваля с аналогичным названием. Коллекционер и исследователь кукол.

Фото: Из архива/ Serega Alucard

Справка

Спектакли Ксении Бабковской

(возрастной ценз всех спектаклей 14+):

2016 год. «Кармен». Совместно с ансамблем этнической музыки Ashel («Ашель») и Chardonnay tango studio (Студия танго «Шардоне»).

2017 год. «Ваш ход, Дон Кихот». Совместно с театром «Образ».

2018 год. «Человек, или Каждый из людей». Совместно с танцором и актёром Алексеем Гатиным.

2019 год. «Воланда.net». Совместно с художниками Mike Hyper (Майком Хапером), Михаилом Волковым, Катариной Лав, Сергеем Курепиным, Павлом Нестеровым, Александром Русаковым, перформером Евгением Ярмоленко, танцором и актёром Алексеем Гатиным.

2020 год. «Побег в поле». Совместно с проектом электронной музыки From techno to the sun («От техно к солнцу»).

Иммерсивный астрологический спектакль «Визит к Нострадамусу». Совместно с астрологом Евгением Луговкиным.

2021 год. Спектакль-перформанс «Сон Сальвадора Дали». Совместно с «Театром танца фламенко Duende».

«Время». Совместно с художницей Катариной Лав.

2022 год. Танцевальный спектакль «Квадратура Фриды». Совместно с «Театром танца фламенко Duende».

2022 год. Моноспектакль «Быть Жанной».

«Шагал пришагал». Совместно с «Театром танца фламенко Duende».

2023 год. «Человек. Женщина». Совместно со студентами Тверского колледжа культуры им. Львова.

2023 год. «Быть Жанной». Совместно с оркестром студентов Тверского музыкального колледжа им. Мусоргского.

2023 год. Моноспектакль «Красный цветок».

Алексей Гатин, Ксения Бабковская и «Театр танца фламенко Duende». Фото: Из архива/ Serega Alucard