«Радовалась каждой морщине!» Ради театра тверская актриса быстрее старела

Тверской театр юного зрителя / Из архива

Она переиграла всех главных сказочных озорников - от Буратино до Пеппи - Длинный Чулок. Сейчас же удел актрисы - старухи с характером. Блистательная Галина Лебедева на сцене уже полвека, из них 45 лет - в Тверском ТЮЗе. За свою карьеру она ни разу не взяла больничный, а ради взрослых ролей быстрее старела и радовалась каждой морщине.

   
   

В этом году указом Владимира Путина актрису наградили орденом «За заслуги перед Отечеством II степени». В преддверии нового театрального сезона, который стартует в Твери в середине сентября, мы поговорили с Галиной Лебедевой о культурной прививке и о том, почему наш город лучше Москвы.

Снимая маски

Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Галина Михайловна, Вы работаете в Тверском театре юного зрителя с 1973 года. Как за это время изменилась публика?

Заслуженная артистка РФ Галина Лебедева. Фото: Из архива/ Тверской театр юного зрителя

Галина Лебедева: В театр ходят по велению души, и в этом смысле зритель не меняется. Он идёт сюда, чтобы отдать и получить чувства, посмеяться над хорошей комедией или поразмышлять о жизни. В советские годы, конечно, бывало, что на патриотические спектакли людей загоняли принудительно, а постановки подвергались строгой цензуре. В 90-е театр стал моден среди публики в «малиновых пиджаках», но она шла сюда не за культурной прививкой, а лишь отметиться. За 45 лет, что я здесь работаю, случались и небольшие спады, и подъёмы. Но зритель у нас был всегда: приходили и школьники, и взрослые. Потому что наш театр - живой. А у живого организма всегда такая «кардиограмма»: вверх, вниз, снова вверх. Значение театра трудно переоценить. В период, когда храмы были порушены, люди приходили сюда за совестью. Театр и сейчас решает серьёзные нравственные вопросы.

- В первую очередь ТЮЗ ориентирован на молодое поколение. Как привить ребёнку любовь к театру?

- Ходить самим вместе с детьми. Если родители не познакомят ребёнка с миром сцены, он не будет знать, что это такое. С возрастом, вспоминая семейные посещения, молодые люди сами побегут на спектакли - только воспитайте в них тягу к искусству с малых лет! Влюбить юного зрителя в мир театра - задача и актёра тоже. Он должен жить своим образом, только так произойдёт волшебство между зрителем и артистом. Мы каждый год выезжаем с гастролями в районы области. К сожалению, в глубинке условий для досуга населения и развития детей мало. Если в райцентрах ещё ремонтируют Дома творчества и библиотеки, открывают кружки и секции, то в отдалённых деревнях совсем не до культуры. Для нас, актёров, гастроли - повод подарить людям праздник.

Провинциальная драма

- Тверские театры часто обвиняют в провинциальности. Как сделать их интереснее?

   
   

Досье
Галина Лебедева родилась в 1949 году в Карелии. В 1968 году окончила Петрозаводское училище культуры, затем училась на курсах повышения квалификации при Школе-студии МХАТ. Пять лет играла в Петрозаводском драмтеатре, с 1973 года работает в Тверском ТЮЗе. Играла в постановках «Фауст», «Недоросль», «Тартюф» и др. Снималась в сериалах «Кадетство», «Ранетки», «Лёд» и др. Заслуженная артистка России.
- В театре нельзя допускать застоя. Нужно остро ощущать жизнь, развиваться, идти на эксперименты. Режиссёры, актёры, художники, музыканты, технари и даже билетёры - все делают общее дело, и пусть каждый выполняет его на совесть. Лучший цензор - зритель. Если ему нравится, он заполняет зал. Если скучно, не ходит. Зрителя надо завоевывать, но не пошлыми вещами, а мастерством и талантом. В конце прошлого года наш спектакль «Пустота» впервые за всю тверскую театральную историю номинировали на «Золотую маску». Мы не взяли призового места, но само попадание в список номинантов - большой успех! Для нас это равносильно получению пяти «Оскаров». Кто теперь упрекнёт нас в провинциальности? Один из критиков сказал: «Надо же, я не знал, что за МКАДом существуют театры». А они есть, и ещё какие!

В своё время меня не раз звали в Москву, в том числе приглашали на роль Пеппи - Длинный Чулок, которую я успешно играла в Твери. Но спектакль, который я увидела в столице, мне совершенно не понравился.

Наша постановка по настроению - фейерверк, шампанское, у них же - какая-то «бражка». Да и артисты относились к детским спектаклям несерьёзно. Не поехала - не по мне такая игра. Выкладываться нужно всегда, независимо от роли, главной или второстепенной, взрослой или детской. Да и чего рваться в мегаполис? В больших театрах труппа 300 человек, но постоянно играют актёров пятьдесят, остальные интриги плетут. Лучше на периферию поехать и наиграться досыта!

- Как разнообразить культурную жизнь в Твери?

- Нужно приглашать в город больше серьёзных людей искусства, настоящих художников, творцов: не ради забавы, а ради внутреннего обогащения. Этим летом в столице Верхневолжья выступили Игорь Бутман и Юрий Башмет. Их концерты собрали огромное количество людей, потому что жители истосковались по настоящей культуре. В городе проходит множество разных мероприятий, концертов, но вы вчитайтесь в афиши: сколько поп-музыки и глупого юмора! Но этого и так хватает в каждом «ящике», на каждом канале.

- В последние годы Ваше амплуа - характерные старухи. Не скучаете по прошлым ролям?

- Больше двадцати лет я играла детские роли. Была Чиполлино, Буратино, Нахалёнком, Пеппи и ещё много кем. Я всю жизнь худая, по фактуре эти персонажи мне подходили. Но в 42 года поняла, что уже не могу играть детей, и дала себе внутреннюю установку - стареть. Всё ради взрослых ролей. Многие коллеги молодятся, колют специальные инъекции, а я радовалась каждой морщинке! Сейчас я востребована даже в кино, потому что в нашей среде почти не осталось естественно состарившихся актрис, все ж «подтянуты»! А я благодаря своим морщинам много снимаюсь. Работа - мой воздух. Ради театра я готова на многое.

- Даже больничный за всю карьеру ни разу не брали!

- Да, это так. Чтобы выработать иммунитет к вирусным заболеваниям, обливалась холодной водой, бегала, занималась йогой - закаляла организм. Даже когда ломала рёбра и руки, всё равно не брала больничный лист и выходила на сцену. Любовь к зрителю не даёт мне права на другой вариант. Я боялась подвести театр, что из-за меня придётся переносить репетицию или спектакль. Да и не могла представить, что кто-то другой сыграет мою роль. Это всё равно что отдать своего ребёнка…

- Как же сейчас, когда уже возраст?

- А что такое возраст? Утром встал - ещё 50, вечером ложишься - 60, утром следующего дня - 70. Время быстро летит, зачем за ним следить?! У меня такое ощущение, что старости нет. Чувства и эмоции ведь не стареют, а я только ими и живу.

Откровенная сцена

- Многие хотят стать артистами, мечтая о славе и признании. Расскажите правду о своей профессии.

- Это очень тяжёлое дело. В театре не работают - ему служат. Признание нужно завоевать, но все ли могут сделать это честно, не предавая свои принципы и коллег, не идя по головам? К сожалению, в нашем деле много случайных людей: как раз тех, кто искал лишь славу, не имея большого таланта. Таким надо срочно уходить и реализовывать себя в другом, чтобы не портить жизнь ни себе, ни зрителям. В нашем деле нужно стремиться не к материальному успеху. Для настоящего актёра важно, чтобы публика верила ему через роль. Игра должна доходить до зрителя и менять его сердце.

Для меня сцена - это всё. Я прожила нелёгкую жизнь, знаю цену предательству и одиночеству. Мою семью не обошли репрессии. Несколько лет я училась и жила в интернате. Этот период меня закалил и помог найти своё место. Сегодня театр - моя самая большая любовь. Здесь я нахожу ответы на все вопросы, которые задаёт жизнь. Если бы я не работала в театре... Нет, даже мысли такой не допускаю!

Фото: Из личного архива/ Галина Лебедева