Аварийная переправа. Жители Тверской области годами ждут ремонта мостов

Говорят, обещанного три года ждут? Ну-ну! Пять лет, если дело касается ремонта мостов! Именно столько лет жители нескольких деревень Тверской области добиваются реконструкции переправ. Впрочем, даже там, где дождались ремонта, радоваться рано: в Кашинском районе, к примеру, не прошло и полгода, как на мосту уже трещит новый асфальт. Почему селяне, для которых подобные сооружения – зачастую единственная связь с миром, вынуждены ежедневно рисковать своей жизнью?

   
   

Вот-вот рухнет

Не первый год длится эпопея с мостом через реку Медведицу у села Верхняя Троица Кашинского городского округа. Местные жители звонили во все колокола: сооружение уже просвечивало, а трещины достигали таких размеров, что сквозь них было видно землю под мостом. И это не переправа в богом забытом месте, а мост на дороге регионального значения «Калязин – Кашин – Горицы – Кушалино». Через него проходит путь в соседнюю Ярославскую область, дорогу даже хотят включить в маршрут «Золотое кольцо России». Однако власти с ремонтом сооружения тянули, так как должны были передать его в федеральную собственность. Мол, из той казны пусть и платят. Наконец в этом году часть автодороги передали федералам, а в июле на многострадальном мосту даже положили новый асфальт. Правда, по словам автомобилистов, капитального ремонта не было. Неудивительно, что косметический марафет не помог. Не прошло и полгода, как новый асфальт затрещал, а под ним – всё те же ветхие конструкции.

Зияющие дыры, насквозь прогнившие перила, трещины на опорах – в таком состоянии находятся десятки мостов в регионе. Давно не видела ремонта переправа через Тверцу у посёлка Белый Омут в Вышневолоцком городском округе. Вот-вот может рухнуть мост у деревни Заречье в Берновском сельском поселении Старицкого района. Его состояние признали неудовлетворительным ещё в 2015 году, но до сих пор на свой страх и риск здесь ежедневно продолжают ездить машины. Потому что альтернативы нет, а вокруг – девять деревень и порядка 800 жителей, которые в случае чего окажутся отрезанными от мира.

«Тротуары для пешеходов сейчас закрыты, потому что там опасно ходить. Частично разрушены перила. Основное полотно, по которому ездят автомобили, тоже в ужасном состоянии: сквозные дыры, через которые видно воду, – переживает глава Берновского сельского поселения Елена Петрова. – Мост находится на региональной дороге второго класса. Его включили в план ремонта на 2021–2022 годы, но с интересной оговоркой: сооружение сделают при условии дополнительного финансирования. То есть если денег не хватит, ремонта нам не ждать?»

Разваливается мост в посёлке Денисова Горка в Бологовском районе. Жители говорят, что в таком состоянии сооружение находится уже пять лет. А это, случись чего, единственный путь, соединяющий две части посёлка. Как по нему проедет пожарная или «скорая»?

Однако пока в одних поселениях пытаются достучаться до всевозможных инстанций, в других берутся за дело сами. Так, недавно все мужики деревни Бряково Удомельского городского округа отремонтировали мост своими руками. Местная администрация закупила стройматериалы, а жители починили. Справедливости ради отметим, что мост деревянный (но не маленький – по нему ездят машины). С железобетонными конструкциями «хенд-мейд», конечно, не прокатит. Вот и ждут они ремонта годами. Впрочем, что говорить про сельские мосты, когда уже третий год простаивает тоннель в Чуприяновке! В него вбухали 900 млн рублей, но сооружение заливают грунтовые воды, и оно вряд ли уже пригодно для эксплуатации.

Что дальше?

«Тверская область – край рек и озёр. Соответственно, у нас и мостов больше, чем в некоторых регионах. При этом в области никогда не было и до сих пор нет отдельной службы по эксплуатации мостов. Такая организация успевала бы вовремя что-то заделать. Но вместо этого мосты у нас разбивали до тех пор, пока не требовался капитальный ремонт. Естественно, за столько лет множество сооружений пришли в негодность. Это как дом: даже если вы строите его на сто лет, но ничего не будете в нём делать, он начнёт разваливаться. И потом понадобится много денег на ремонт, – говорит один из самых уважаемых дорожников Тверской области, заслуженный строитель РСФСР Роберт Шнейдер. – Да, есть дорожный фонд, но в год ему по силам капитально отремонтировать три–пять мостов, а у нас свыше 600 сооружений!»

   
   

Впрочем, некоторые объекты обретают надежду на новую жизнь. Так, ремонта дождался мост через реку Кашинку, расположенный на автомобильной дороге «Бузыково – Высоково – Юрино». В Оленинском районе сдали мост через реку Березу, которого ждали почти три года. Кроме того, Верхневолжье намерено принять участие во всероссийском проекте «Мосты и путепроводы», чтобы получить федеральные средства на ремонт ещё 24 мостов. Расположены они в Бежецком, Бологовском, Краснохолмском, Кувшиновском, Максатихинском, Оленинском, Рамешковском, Ржевском, Селижаровском, Сонковском, Старицком, Торжокском и Фировском районах, Весьегонском муниципальном округе, Удомельском и Кашинском городских округах. Если всё сложится, то ремонт начнут в следующем году.

Кстати

Узнать, какие региональные дороги и мосты отремонтируют в вашей местности, можно на сайте Дирекции территориального дорожного фонда Тверской области dtdf.net (раздел «Программа дорожных работ 2020–2022 гг.»).