МУЖЧИНЫ, К ДОСКЕ!

   
   

"Учитель года" - о коллегах, экспериментах в образовании и воспитании.

"ШКОЛА БЕЗ МУЖЧИН-ПЕДАГОГОВ - ВСЁ РАВНО, ЧТО НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ", - СЧИТАЕТ ВЛАД ИВАНОВ, УЧИТЕЛЬ ТВЕРСКОЙ ГИМНАЗИИ N 12. СЕГОДНЯ ЭТО ЛУЧШИЙ ПЕДАГОГ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ: ВЕСНОЙ ОН СТАЛ "УЧИТЕЛЕМ ГОДА" В РЕГИОНЕ, А ОСЕНЬЮ ВСТУПИТ В БОРЬБУ ЗА ЗВАНИЕ ЛУЧШЕГО В СТРАНЕ.

В первые дни нового учебного года мы поговорили с молодым педагогом о современном образовании, спорте и детях.

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

-Владислав Игоревич, в современной школе мужчина-педагог -редкость. Вы успешно работаете в тверской гимназии уже несколько лет. Как вернуть мужчин в школу?

-Сегодня учитель - профессия отдельных энтузиастов. Для большинства людей она не модная, не престижная, для мужчин -тем более. Сейчас уважаем не тот, кто сеет разумное, а у кого достаток больше. А какие деньги могут быть в школе?! Зарплаты учителям поднимают ежегодно, но они по-прежнему невысоки. Оклад начинающего педагога - около восьми тысяч рублей. Ещё 50% к ставке первые три года прибавляют молодым специалистам, есть доплаты за лишние часы, секции, кружки и т.д. Чтобы прокормиться, учителю нужно нагрузить себя по полной. Я работаю по шесть дней в неделю до позднего вечера. Не жалуюсь, но таковы реалии большинства учителей.

Сегодня в отрасли остаются не те, кто работает в школе, а кто живёт ею. Я получаю огромное удовольствие от своей работы. Ещё в студенческие годы часто ездил вожатым в лагеря. Мне нравится учить и воспитывать детей, передавать им знания. А как вернуть в школы молодых учителей, в том числе мужчин - хорошая задачка для Министерства образования страны. Мне кажется, следует увеличивать зарплаты без погони за нагрузкой и поднимать престиж профессии в обществе. Надо понимать, что школа без мужчины словно неполная семья. В ней может быть комфортно, но всегда будет не хватать ощущения некой крепости. Кроме того, в воспитании мальчишек мужской пример ничем не заменишь.

-Раньше учителей особенно почитали, даже шапку перед ними снимали на улице. Уважают ли сегодня ваш труд ученики и их родители?

-Шапку, конечно, не снимают, но отношение вполне достойное. Современных детей почему-то принято обвинять в хамстве, неуважении, отсутствии ценностей и т.д. Да нет, у нас замечательные дети! Вспомните себя в школьные годы: разве мы не давали прозвища учителям или не шалили на уроках? Всякое было!

Воспитание детей зависит как раз от школы и семьи. И негатив зачастую идёт именно от взрослых. Это родители покупают ребёнку гаджеты, от которых тот не может оторваться даже на уроках. Это сами учителя внушают детям, что физкультура не самый нужный предмет, а потому нередко советуют переписать контрольную по их предмету на уроке физкультуры. Это взрослые негласно поделили школы Твери на элитные и неэлитные, из-за чего родителям уже и неприлично отдавать ребёнка в обычное заведение, а к учителям из непрестижных школ, будь они хоть семи пядей во лбу, автоматически упало доверие. Это неправильно.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

-Современные дети серьёзно загружены. Они учатся по нескольку часов в школе, затем кружки, секции, а дома - уроки до ночи. Разве это посильная нагрузка для детского организма?

-К нашему образованию сегодня много вопросов. Не успели ввести стандарты первого поколения, как уже "приехали" вторые. Постоянно меняются правила сдачи Единого госэкзамена. Такое ощущение, что идёт непрерывный эксперимент. Учителя не успевают привыкнуть к новым программам, что уж говорить о детях! Нагрузки хватает и педагогам, и ученикам. Мне кажется, в нашей гимназии у хорошистов даже нет свободно.го времени. Впрочем, такая проблема существует во всей стране. В некоторых московских школах из-за этого даже ввели особый график каникул. Дети учатся 4-5 недель и одну отдыхают - и так весь учебный год.

С другой стороны, как учитель понимаю, что нагрузка нужна. Детей занимать надо, иначе засядут за компьютеры. Глядя на некоторых ребят, становится страшно. Им нет и 14, а заработан богатый "послужной список": плохое зрение, сколиоз, лишний вес. Так что дополнительные кружки и спортивные секции после уроков никому не повредят. Главное - выбрать то, что по душе ребёнку. Я своим ученикам стараюсь показывать, что сегодня модно быть спортивным и здоровым.

- Глядя, как много секций закрылось в последнее время в регионе, не верится, что спорт в почёте. В Твери больше нет профессионального баскетбольного клуба, закрывают конное отделение в спортшколе олимпийского резерва, оставляют желать лучшего секции в районах. Так нужен ли сегодня спорт?

- У нас провели Олимпиаду в Сочи, мы примем чемпионаты мира по футболу и хоккею. Здорово и зрелищно! Только вырученные деньги от таких событий уходят в большой спорт, а детским школам в регионах ничего не достаётся. Да, местами закупаются новое оборудование и тренажёры, но при этом каждая пятая школа в стране не имеет собственного спортивного зала. О чём можно говорить?!

За последний год в Твери стали появляться бесплатные площадки для занятий воркаутом - уличным спортом. Замечательная идея, только массово спортом у нас по-прежнему не занимаются.

Нужно менять си.стему. Пора вкладывать деньги не только в высший спорт, но и в районные отделения. Как знать, может, в этой небольшой секции растёт будущий чемпион?!

ОДНА КОМАНДА

-В комедийном сериале "Физрук" ваш кинематографический коллега показан для учеников своим парнем. А каким должен быть педагог в жизни?

-Точно не таким, как в этом сериале. Учителя показаны в нём ограниченными. Задача современного учителя-не просто провести урок и засчитать норматив, а мотивировать желание учиться. Важно ведь не сдать предмет, а знать его. Получить не диплом, а профессию. Учитель отвечает за усвоение ребёнком материала. Если ученик что-то не понял - объясни ещё раз. Когда на моих уроках кто-либо не может сдать норматив, беседую индивидуально.

Заинтересовать учеников - задача педагога. Если дети его не слушают, значит, это его проблема. Я стараюсь разнообразить свои уроки новыми играми. На.пример, в прошлом году освоили с ребятами американский футбол. Отличная игра! Насколько знаю, в тверских школах в неё ещё не играли. Узнать ребёнка помогает внеклассное общение. В гимназии, где я работаю, внеучебная деятельность организована прекрасно. Мы ставим театральные спектакли, проводим различные фестивали, выезжаем в походы и т.д. Работаем одной командой! Без поддержки учеников, возможно, не было бы победы и на конкурсе "Учитель года". Педагог не должен быть своим парнем, но он обязан видеть и понимать каждого ученика. В новом учебном году желаю ученикам не только получать хорошие оценки, а жаждать новых знаний и достигать намеченных целей. И, конечно, дорожить школьными годами!

Смотрите также: