Почему доктора едут работать в глубинку?
МИЛЛИОННЫЕ "ПОДЪЁМНЫЕ", СТИПЕНДИИ ТЕМ, КТО ОБЕЩАЕТ ВЕРНУТЬСЯ НА МАЛУЮ РОДИНУ ПОСЛЕ УЧЁБЫ В ВУЗЕ, ЖИЛЬЁ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАЙМУ... ЧЕМ ТОЛЬКО НЕ ЗАВЛЕКАЮТ ДОКТОРОВ В ГЛУБИНКУ! НО ОХОТНО ЛИ ОНИ ТУДА ЕДУТ?
Статистика говорит "да": за три года обеспеченность сельского населения врачами в Верхневолжье выросла в девять раз, и сегодня этот показатель у нас выше, чем в целом по ЦФО. Но и вакансий по-прежнему много: области не хватает полтысячи врачей и почти столько же медработников среднего звена. Чтобы увидеть, как решают вопросы дефицита белых халатов в глубинке, наш корреспондент отправился в Лихославльскую районную больницу, где в ближайшем будущем ждут 20 молодых специалистов.
ТРИ ГОДА -НА ДЕСЯТКИ ЛЕТ
Для начала иду в поликлинику, и первое, что бросается в глаза, - стенд с часами приёма врачей. Терапевты, хирурги, травматологи, лоры, стоматологи, гинекологи... Ничего себе списочек для "районки"!
- Конечно, как и всем районным больницам, нам не понаслышке знакома проблема нехватки кадров, - поделилась Людмила ШИШОВА, главный врач Лихославльской ЦРБ. - Но мы давно активно пользуемся региональной программой по целе вой подготовке специалистов. У нас трудятся свыше 40 врачей, из них 14 - "целевики". 20 человек сейчас учатся, и мы с нетерпением ждём их возвращения домой.
Суть программы проста: студентам, поступающим в медицинский вуз по целевому набору, гарантируется меньший проходной балл и дополнительная материальная поддержка. С этого года она составляет 24 тыс. руб. в год. За эти преференции они должны отработать не менее трёх лет в направившей их медицинской организации. Но, как выяснилось, для "районок" это хорошая возможность заполучить специалиста не на время, а навсегда. Ведь многие обзаводятся семьей, и три года долга растягиваются на десятки лет.
- Я приехала работать сюда по целевому направлению 16 лет назад и, как видите, до сих пор здесь, _ - рассказала Ольга ТИХОМИРОВА, заведующая стоматологическим отделением больницы. - У меня уже своя семья, дом. Куда ж я уеду?
ИЗ КОНЮШНИ -В ОПЕРАЦИОННУЮ
Ещё один "целевик" со стажем - хирург Александр СУРНАЧЁВ. Коллеги называют его мастером на все руки: он ведёт приём в поликлинике, оперирует хирургических и гинекологических больных, на полставки работает эндоскопистом. "В районах по-другому нельзя, приходится постоянно учиться чему-то новому и совмещать несколько специальностей", - признаётся Александр Сергеевич.
Сурначёв вообще не боится трудностей. Когда 13 лет назад он приехал сюда после ординатуры, хирургия располагалась в старинной барской конюшне, а все остальные отделения - в деревянных бараках.
- Пять лет назад мы переехали в здание новой больницы, и теперь у нас есть необходимое оборудование и две операционных - плановая и экстренная, - доктор с гордостью показывает свои владения. - Больные, которых раньше отправляли на операции в Тверь, могут получить необходимую помощь дома. Сейчас мы делаем порядка трёхсот операций различной сложности в год. Это хороший показатель, но хотелось бы, чтобы было кому передать свой опыт и знания. Молодые врачи к нам приходят, но остаются, к сожалению, не все.
Таким исключением из правил стала и врач-терапевт Алёна ГРИГОРЬЕВА. Три года назад выпускница Тверской медакадемии также приехала сюда работать по целевому направлению и уезжать не собирается. Напротив, у энергичной девушки в планах - освоение ещё одной специальности.
-Хочется выучиться на врача-лаборанта и попробовать себя ещё и в этой профессии. Ведь анализы - одна из главных составляющих лечебной работы. Так что в районе есть возможности для профессионального роста. Главное, захотеть.
ПЕРВЫЕ НА СЕЛЕ
Ещё один способ привлечения медиков в глубинку - программа "Земский доктор", по которой врачи, уезжающие работать на село, получают 1 млн рублей. За три года её действия свой миллион в нашем регионе получили 46 специалистов. Одной из первых - врач-терапевт из Лихославля Мария СЕРГЕЕВА. 0на училась на врача общей практики и уехала работать в деревню Стан, за 50 км от города. Туда, где нет ни интернета, ни сотовой связи, ни газа.
-У меня на обслуживании жители тридцати деревень - и взрослые, и дети, - пояснила доктор Сергеева. - С утра принимаю больных в офисе, после обеда выезжаю на вызовы. Работать приходится без выходных и праздников. В деревне всякое случается, а за медицинской помощью бежать больше некуда. Бывали экстренные вызовы и на травмы, и на ДТП, и на "острые животы". Разве что не рожали у меня ещё.
Врач общей практики -первый человек на деревне. В офисе Марии Сергеевны всегда многолюдно, телефон разрывается и на разговоры с журналистами времени у неё нет.
-Не жалеете, что уехали из города? - спрашиваю доктора.
-Скорее нет, чем да. Конечно, поначалу было нелегко. Я ни разу в жизни не топила печку, а тут... Жить в деревне непросто. Но это стоит того: зарплата врача общей практики на селе намного больше, чем у терапевта в городе. Да и миллион - весомая сумма. На эти деньги я купила дом в соседней деревне. Так что теперь точно никуда не уеду.
Хочется верить, что после окончания пятилетнего срока, который врачи-миллионники должны отработать на селе за свой "гонорар", они не задумаются о переезде в город. Возможности привлекать кадры в глубинку есть, а местным властям следует подумать о том, чтобы активнее ими пользоваться.
КСТАТИ
На материальную поддержку может рассчитывать и средний медицинский персонал. Уезжая работать на село, они могут получить единовременную выплату из областного бюджета до 300 тыс. рублей. В районах врачам и медработникам среднего звена предоставляется жильё по соцнайму, компенсируется аренда, а в некоторых муниципалитетах предусмотрены свои "подъёмные".