СЕРТИФИЦИРОВАННАЯ ЭНЕРГИЯ

   
   

Энергетики подтверждают качество ресурса

Любой из нас, оплачивая какую-либо услугу или товар, справедливо рассчитывает на их качество. В отдельных сферах деятельности критерии качества разрабатывает государство, которое затем строго контролирует соответствие товаров и услуг установленным параметрам.

Как этот процесс происходит в такой сложной отрасли как электроэнергетика? Каким образом сетевые компании подтверждают качество своего "товара"? Эти вопросы мы адресовали начальнику отдела контроля за качеством электроэнергии ООО "Объединенная электросетевая компания" ("ОЭК") Денису ЛЯЛИНУ.

Доверяй, но проверяй

- Денис Александрович, разве безаварийность сама по себе не является показателем качества электроэнергии? Зачем нужно еще что-то подтверждать?

- Отсутствие отключений электроэнергии ещё не гарантирует на 100% ее качество, хотя, безусловно, показательно для оценки работы энергетиков. Есть немало дополнительных критериев, например, отклонение частоты или напряжения, стабильность электроэнергии, без которых сложно говорить о качестве. Согласитесь, если из-за перепада электроэнергии сгорела бытовая техника или из-за недостаточности напряжения не работают электроприборы, вы вряд ли будете довольны работой энергетиков. И потом, нельзя забывать, что некачественная электроэнергия может создавать угрозу жизни и здоровью потребителей.

- Но, наверное, мнения потребителей недостаточно для объективной оценки?

- Безусловно. В Гражданском кодексе Российской Федерации прямо говорится: качество электроэнергии, передаваемой сетевой компанией, должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами. Именно они регламентируют допустимые отклонения параметров электроэнергии в сетях. Так, по новому ГОСТу 32144-2013, который действуют с 1 июля прошлого года, любые отклонения напряжения в точках передачи электроэнергии не должны превышать 10% в течение одной недели. Соответствие поставляемой электроэнергии госстандартам должно быть обязательно подтверждено в ходе её сертификации специально уполномоченным органом. В электроэнергетике таким государственным органом является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). На местах его функции выполняют аккредитованные организации. Подчеркну, что действующий порядок регламентирует только процедуру сертификации электрической энергии, поставляемой населению, поскольку проводится на основании, в первую очередь, Закона РФ "О Защите прав потребителей", устанавливающей права граждан на безопасный для жизни и здоровья товар. На поверхностный взгляд может показаться, что если "за бортом" обязательной сертификации остается энергоемкое промышленное производство, то подтверждение качества электроэнергии для энергетиков равносильно необременительной прогулке. Но это далеко не так. Во-первых, потому, что даже в промышленно развитых городах доля потребления энергоресурсов бытовыми потребителями превышает 40%. А, во-вторых, процесс сертификации длителен, трудоёмок и технически сложен.

Раз проверка, два проверка

- Вы уже сказали, что сертификацию проводит сторонняя независимая организация. А как это происходит?

- Сначала электросетевая компания заключает договор на проведение сертификации с аккредитованной Росстандартом организацией. Затем разрабатывается алгоритм её проведения: идёт отбор тех объектов, на которых будут проводиться испытания, в течение установленного срока (не менее недели) на этих объектах фиксируются показатели электроэнергии. И уже на основе анализа полученных результатов принимается решение о возможности выдачи сертификата соответствия. Если же выявлены несоответствия параметров электроэнергии установленным требованиям, разрабатываются и внедряются корректирующие мероприятия. Такую работу ООО "ОЭК" либо уже проводит, либо будет проводить во всех своих территориальных отделениях, которые расположены в 12 населённых пунктах Тверской области. Например, в ближайшее время сертификационные испытания начнутся в Кашине по восьми распределительным линям, присоединённым к двум центрам питания. Это огромный объём работы.

- Сертификация электроэнергии - это разовая процедура? Или её периодически нужно повторять?

- Обязательная сертификация должна проводиться раз в три года. Но факт получения сертификата вовсе не значит, что до следующей проверки можно успокоиться и вспоминать о качестве электроэнергии только при жалобах потребителей. Нет, конечно. Аккредитованные организации осуществляют периодический инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Что, с одной стороны, не даёт сетевой компании расслабиться, а, с другой, - позволяет вовремя выявлять слабые места.

Взаимная ответственность

- То есть потребитель может быть уверен, что если у сетевой компании есть сертификат соответствия, то он будет получать электроэнергию 100-процентного качества?

- Не всё так просто. Сертификат, безусловно, повышает гарантии качества, но далеко не всё зависит от текущей работы энергетиков. Не будем забывать, что средний процент изношенности электросетевых объектов в России составляет порядка 65-70%. Эта проблема возникла не сегодня и не вчера, и за год или даже 5 лет её не решить. Ведь электрооборудование стареет быстрее, чем обновляется. И это при ежегодно растущих объёмах потребляемой энергии. Кроме того, параметры электроэнергии могут непрерывно изменяться, в том числе под влиянием действий потребителей. Например, если заявленная при технологическом присоединении к сетям мощность на деле оказывается существенно меньше реально востребованной. Или к одному источнику питания подключено гораздо больше потребителей, чем это предусмотрено технологической целесообразностью. Или потребитель использует неисправное электрооборудование. Таких нюансов очень много, и, согласитесь, они не зависят от действий производителей электроэнергии, диспетчеров, технического состояния линий электропередачи или трансформаторных подстанций. Поэтому за качество электроэнергии энергетики и потребители несут солидарную ответственность. Просто каждый из нас должен понимать: если я беру больше электроэнергии, чем технологически допустимо, то её может "не хватить" моему ближайшему соседу. С этой точки зрения качество электроэнергии становится этическим понятием.

Кстати:

ООО "Объединённая электросетевая компания" на электрорынке Тверской области работает с сентября 2013 года. Основная задача "ОЭК" - обеспечение качественного и стабильного электроснабжения потребителей.

Деятельность компании направлена также на увеличение пропускной способности сетей, последовательное сокращение потерь электроэнергии, внедрение современных технологий, позволяющих существенно повысить надёжность электроснабжения.

Решение поставленных задач обеспечивает:

. квалифицированный коллектив дипломированных специалистов;

. непрерывный мониторинг уровня подготовки оперативных бригад;

. налаженная система повышения квалификации кадров;

. наличие современной инструментальной и технологической базы;

. опыт эффективного взаимодействия с сетевыми и сбытовыми организациями, органами исполнительной власти.

Смотрите также: