Бело-халатность

   
   
Пациентка с инсультом сутки ждала госпитализации

ЕСЛИ СЛУЧАЕТСЯ ИНСУЛЬТ, САМОЕ ГЛАВНОЕ - НЕ УПУСТИТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ "ЗОЛОТОЙ ЧАС", КОГДА МОЖНО ПРЕДОТВРАТИТЬ НЕОБРАТИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. 58-ЛЕТНЯЯ ЖИТЕЛЬНИЦА ПОСЁЛКА НОВАЯ ОРША ГАЛИНА СЕРДОБИНЦЕВА ЖДАЛА ПОМОЩИ ВРАЧЕЙ СУТКИ. ДОМОЙ ИЗ БОЛЬНИЦы ОНА ВЕРНУЛАСЬ ЛЕЖАЧИМ ИНВАЛИДОМ.

2015-й год Президент России Владимир Путин объявил годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В Тверской области за последние пять лет появилась сеть современных сосудистых центров, которые по оборудованию могут дать фору европейским. Но из-за равнодушия и халатности врачей первичного звена пациенты не всегда могут попасть туда вовремя. Особенно те, кто живёт в глубинке.

НЕСКОРАЯ "СКОРАЯ"

Эта возмутительная история случилась в канун Нового года. К вечеру у Галины Викторовны отнялась левая рука, потом нога. Родственники сразу же позвонили в оршинскую "скорую" и получили "от ворот поворот": машина сломана, ехать не на чем. Второй звонок - в "скорую помощь" Калининской центральной районной больницы. Выслушав, что у пациентки уже было два инсульта и она гипертоник, на том конце провода родственникам ответили, что мест в больнице нет и посылать машину они не видят смысла.

- А что вы хотите, если уже два инсульта было? - сказали нам в "скорой". И посоветовали обратиться к врачу общей практики, -рассказывает Наталья СЕРДОБИНЦЕВА, невестка Галины Викторовны. - На дворе вечер, у человека явные признаки инсульта. Какой врач общей практики, когда идёт борьба за жизнь и на счету каждая минута? Сами же доктора утверждают, что избежать необратимых последствий инсульта можно, если оказать человеку помощь в течение трёх-пяти часов.

Ошарашенные таким равнодушием дочь и сын пострадавшей позвонили в "скорую помощь" Твери. Здесь их предупредили, что вызовов много, и бригада, возможно, приедет только к утру. В два часа ночи доктора добрались до Новой Орши, сделали несколько уколов, но забрать пациентку в больницу отказались.

Родственники настаивали на госпитализации, но врачи не хотели её забирать, причём без объяснения причин. Дети Галины просили,чтобы медики написали письменный отказ в госпитализации, но не получили и этого. Сделали три укола, развернулись и уехали.

Утром дети Галины Викторовны побежали за помощью к врачу общей практики. У того приём: женщине с инсультом пришлось снова ждать. Когда доктор пришёл домой к Сердобинцевым и осмотрел пациентку, его возмущению не было предела. Почему женщину с инсультом отказались госпитализировать и "перекинули" на него? Вместе с родственниками они ещё раз набрали оршинскую "скорую", и Галину Викторовну наконец-то согласились доставить в сосудистый центр областной клинической больницы. Прямо с носилок она попала в реанимацию. Позже врачи центра огласят родственникам неутешительные результаты томографии головного мозга: ишемический очаг увеличился. Ещё бы, ведь помощь опоздала фактически на сутки. Госпитализации жительница Новой Орши ждала более 20 часов.

ДОМОЙ -НА НОСИЛКАХ

После новогодних каникул Галина Сердобинцева вернулась домой, но уже не на своих ногах, а на носилках. У женщины полностью отнялась левая сторона тела, она парализована и не может сама себя обслуживать. И это в 58 лет!

- Я не медик, и мне сложно судить, удалось ли бы ей пережить этот инсульт без осложнений, - продолжает невестка. - Но я уверена: если бы "скорая" отвезла свекровь в сосудистый центр по первому нашему звонку, шансов избежать таких последствий у неё однозначно было бы больше.

Если пациентку из ближайшего к Твери Калининского района почти сутки везли до больницы, что уж говорить о жителях отдалённых городов и посёлков? Люди, живущие в глубинке, стали заложниками той самой модернизации здравоохранения. Деревенские и поселковые стационары попали под сокращение, и если "скорая" отказывается ехать на помощь, податься некуда.

В регионе сегодня работает пять современных сосудистых центров, в которых есть компьютерные томографы, аппараты УЗИ-диагностики, круглосуточные лаборатории и палаты интенсивной терапии. Такие учреждения открыты в Твери, Ржеве, Вышнем Волочке и Бежецке. Казалось бы, у нас есть все условия, чтобы избегать печальных последствий сердечно-сосудистых катастроф и спасать людей. Другой вопрос, как добраться до этой высокотехнологичной помощи?

Сергей ВИШНЯКОВ, врач общей практики Итомлинской участковой больницы в Ржевском районе:

- У врачей общей практики и фельдшеров, работающих в районах, есть чёткая инструкция: при подозрении на инсульт или инфаркт пациента нужно незамедлительно госпитализировать в сердечно-сосудистый центр. В такой ситуации нельзя терять ни минуты: помощь должна быть оказана в первые три часа. Расстояния в Верхневолжье немаленькие, и пока приедет "скорая", "золотое время" может быть упущено. Например, от нашей деревни до Ржева, где находится сердечно-сосудистый центр, 50 км пути. И это ещё по-божески! В Ржев везут пациентов из Зубцовского и Оленинского районов, что гораздо дальше. Поэтому невыезд "скорой", отказ везти пациента в больницу абсолютно непонятен, даже преступен. Построить высокотехнологичные медучреждения в каждом селе, конечно, невозможно, да и не нужно. Почему у нас в деревне не было подобных случаев? Потому что в глубинке многое зависит от врача общей практики, который в такой ситуации просто не имеет права оставаться в стороне. Неважно, ночь на дворе или день, родственникам нужно бежать за помощью именно к нему, а не только вызывать "скорую". В моей практике не раз были случаи, когда я сам на служебной машине отвозил пациента с подозрением на инсульт или другим диагнозом в сосудистый центр или центральную районную больницу. Не дожидаясь, пока до нас доберётся "скорая", и не перекладывая ни на кого ответственность. Это наша работа.

Владимир БОБКОВ, руководитель Регионального сосудистого центра:

- Если у человека случился инсульт, его должны немедленно госпитализировать в специализированный сосудистый центр. Больных к нам доставляют санавиацией или на реанимобилях, которые сегодня есть в каждой ЦРБ. Конечно, бывают случаи, когда центры переполнены и мест нет. Это объясняется тем, что сердечно-сосудистые заболевания имеют свою "сезонность". Обострения, как правило, случаются из-за скачков давления, перемены погоды или праздников. Например, закончились новогодние каникулы, и поток пациентов заметно увеличился. Но это не повод отказывать человеку в госпитализации. Как только в "скорую" поступает звонок с жалобами на явные признаки инсульта (человек внезапно перестал разговаривать, понимать обращенную к нему речь, у него может перекоситься лицо, повиснуть щека, он перестает владеть рукой или ногой, онемели конечности), врачи обязаны связаться с нами. Даже если центр заполнен, мы всегда стараемся найти вы.ход из ситуации и разместить больного. Если видим у пациентов положительную динамику, выписываем их немного раньше, и койки освобождаются. Если же такой возможности нет, "скорая" должна везти больного в районную больницу по месту жительства, как это делалось раньше, до открытия в регионе сосудистых центров.

Что касается конкретно этого случая, я не могу утверждать, что третий инсульт для пациентки закончился бы без последствий. Скорее всего, избежать бы их не удалось. Но отказывать в госпитализации ей всё равно не имели права.

Юлия ВОЛКОВА, ведущий специалист Министерства здравоохранения Тверской области:

- По приказу Минздрава России от 20.06.2013 года N 388н решение о медицинской эвакуации (в том числе о госпитализации) пациента принимает работник выездной бригады "скорой помощи", назначенный в этой бригаде старшим. При явных признаках инсульта отказать пациенту в госпитализации не имеют права. В соответствии с тем же приказом, выездными бригадами осуществляется оказание медицинской помощи по экстренным и неотложным показаниям. Решение об очерёдности обслуживания вызовов принимает диспетчер, работающий круглосуточно. В случае отсутствия свободных бригад в Калининском районе диспетчер обязан передать вызов на станцию скорой медицинской помощи города Твери. Министерство здравоохранения Тверской области проводит проверку указанного случая. По вопросам организации медицинской помощи обращайтесь к нам по телефонам: (4822) 34-60-61, 32-16-56.

Смотрите также: