Дорогие дороги

   
   

Без дорожников не обойтись, они создают и ремонтируют главные "артерии" нашей жизни. Между тем в их адрес недобрые слова звучат ежедневно. Но часто ли водители и пассажиры задумываются о том, скольких усилий стоит создание самого небольшого участка дороги, пусть даже местного значения?

Об этом мы побеседовали с Евгением ГРОМОВЫМ, директором компаний ООО "Доринжиниринг-Тверь" и ООО "Тверьавтодорпроект", кандидатом технических наук. Специалист, посвятивший дорожной отрасли десятки лет, считает: в дороги нужно вкладываться больше, только тогда можно получить отдачу.

Не Европа

- Евгений Фёдорович, дорожников у нас любят критиковать. Всегда ли эта критика объективна и справедлива?

- В сознании людей существует устойчивый образ дорожника как "вороватого бракодела". Его и СМИ поддерживают, кстати. Конечно, злоупотребления бывают в любой сфере, но всё-таки в отношении дорожников такие слухи сильно преувеличены. У нас любят сравнивать стоимость дорог в Германии или США с российскими, вопрошать: почему в Европе можно делать дешевле, а у нас при высокой цене качество хромает?! Но особенности нашей уникальной страны таковы, что её нельзя сравнивать с Европой или Америкой. По размерам, по природным, климатическим и грунтовым условиям мы очень отличаемся! На такой огромной территории организовать дороги - это сложнейшее дело, с которым ни одна страна в мире не сталкивается.

- Многие удивляются, почему День дорожника не отмечается вместе с Днём строителя...

- Увы, специфику нашей работы понимают не все. Мы не просто строители. Наши объекты линейные, протяжённые и удалены от населённых пунктов, и мышление у дорожников совсем другое. Эта работа меняет характер человека. Дорожники вынуждены много времени находиться в пути, они неприхотливы и готовы к преодолению больших расстояний. Это люди, лёгкие на подъём, они приветливы, рады каждой встрече на объекте, всем готовы помочь в пути, понимая, что такая помощь когда-то может понадобиться и им.

Ещё один важный нюанс: в дорожном строительстве совсем иначе, нежели в промышленно-гражданском, формируется финансирование. Мы строим, ремонтируем и содержим дороги на бюджетные деньги. Это предъявляет особые требования. По дорогам ездят все, они же "общего пользования", в отличие от зданий.

- Сейчас в стране развиваются платные трассы...

- Платные дороги - перспективное направление развития дорожного хозяйства России, но люди-то у нас пока не привыкли платить за проезд! Они считают, что дороги должны быть бесплатными. Но вспомните историю: Пётр Первый всех приезжавших в Петербург обязал привозить по булыжнику, чтоб мостить улицы города. Со всех понемножку собирали - и строили дорогу.

В Англии провели исследование, подсчитали, сколько стоят трассы, дорожные службы и всё, что с ними связано. И оценили стоимость автомобилей, автозаводов, заправок. Оказалось, что соотношение между этими отраслями - 7 к 1! Дороги в семь раз дороже автомобилей, которые по ней ездят! В России далеко до такого соотношения. Когда кто-то ругает яму, мол, пробил колесо за 4 тысячи - ему сложно представить, сколько денег на самом деле нужно, чтобы своевременно предотвратить образование выбоины.

Чтобы дороги были хорошими, надо вкладываться в них больше. Хорошо, что у нас это начали делать. Возьмите трассу М-9 "Балтия". Ещё в 2008 году она была в непроезжем состоянии, на неё больше 20 лет не расходовали денег. Представьте: после того как дорожное агентство решило её капитально отремонтировать и дорожники приступили к первым геодезическим изысканиям, водители останавливались и шли с монтажками разбираться! И посмотрите на неё сейчас. Да, туда ушли миллиарды, но они рационально вложены. Эффект от этих вложений уже ощутили все пользователи дороги.

Качество и срок

- Вы возглавляете две организации, которые появились и развивались по-разному...

- В "Тверьавтодорпроекте" работают люди с огромным опытом в сфере проектирования дорог, которые начинали ещё в 70-е годы в государственной (как мы сейчас говорим, других не было) организации "Калининавтодорпроект". Организация многократно изменяла свой статус, прошла длинный и трудный путь - от условий планового хозяйства до современного российского рынка. "Доринжиниринг-Тверь" появилась 15 лет назад в условиях зарождающего российского рынка, началась с трёх человек и, надеюсь, что не ошибаюсь, сумела сделать себе имя. Мы занимаемся особой и важной деятельностью: контролируем строительство, проводим лабораторный контроль качества материалов, геодезические измерения и т.д. Наша аттестованная лаборатория - независимая, что позволяет нам давать объективную оценку качества материалов и дорожных работ. Мы выявляем и достоверно устанавливаем причину брака, а также предлагаем варианты решения проблемы. Это необходимо при возникновении споров между заказчиком и подрядчиком или проверке качества контролирующими органами.

Инженерный труд будет востребован всегда - но именно труд высококвалифицированных специалистов, которые делают свою работу как можно более качественно и в срок. Это два непременных условия современного рынка.

Смотрите также: