По кирпичику - храм

   
   

Церковь в Луковниково восстанавливает вся деревня

Одни грезят о шикарной даче, другие - о доме на берегу океана, а наш земляк Валентин Розов мечтает, чтобы некогда разрушенный храм в его родном селе Луковниково Старицкого района возродился и радовал глаз, как в былые времена.

Для этого Валентин Иванович трудится не покладая рук, а на помощь себе созвал всех местных жителей. Те откликнулись с радостью, и теперь церковь Рождества Христова восстанавливает всё село!

Крохи от крохи

- Вы бы знали, какие у нас люди золотые, какие отзывчивые! Вот давеча бабуля приходила, выкроила со своей крохотной пенсии денег и на восстановление святыни отдала. Очень меня девчушка одна удивила. Маленькая ещё, папа ей деньги подарил, а она взяла и половину на доброе дело отдала. Услышала взрослые разговоры и спрашивает: дедушка, а что такое храм? Ну как ребёнку объяснить? Говорю: "Это место, которое делает нас добрее, и когда есть церковь, то и хороших людей больше". Восьмилетняя кроха протянула денежку: "Дедушка, возьми, я хочу, чтобы все были добрые!"

Валентин Розов может бесконечно рассказывать о людях, которые, как и он, болеют всем сердцем за местный храм. Некогда величественная, неописуемой красоты церковь во времена Советов сначала превратилась в магазин, потом в пивнушку. А затем и вовсе опустела, стала разрушаться. Видя это, Розов решил не сидеть без дела и стал главным активистом возрождения церкви Рождества Христова. Бывший военный, он как никто знает толк в восстановлении святых мест, ведь три года назад своими руками отстроил часовню Ахтырской иконы Божией Матери, что неподалёку от Луковниково. Теперь сюда часто приезжает народ, чтобы помолиться, отдохнуть и набрать святой водицы.

- Хоть я и рос во времена, когда пропагандировали атеизм, родители воспитывали меня в вере. Говорить об этом было нельзя, и все иконки бабушка прятала в тёмной комнате, чтобы никто не узнал. Я повзрослел, ушёл в армию и на долгие годы остался служить Родине. А когда вышел на пенсию, вернулся в родное Луковниково. Вернулся и не узнал. Когда-то цветущее село, где гурьбой бегала ребятня, где селяне радовались жизни и трудились на земле, пропало. Вместо него заброшенные, разрушающиеся избы, поросшее бурьяном поле. Стало очень горько на сердце, но уезжать я и не думал. Отстроил родное гнездо и остался жить в нём. Кстати, дом, в котором живет Валентин Иванович, отличается от соседних, как цветная фотография от чёрно-белой. Лужайка вокруг здания аккуратно пострижена, разбит огородик, на клумбах бальзамин, бегония, душистый табак. А внутри - идеальный военный порядок. Казалось бы, что ещё нужно пенсионеру? Но каждый день, проходя мимо разрушенного храма, Валентин Иванович останавливался и долго смотрел на него. Разве можно дать такой святыне исчезнуть?

Выручку - на благое дело

Розов, получив благословение священника, взялся за работу. Сначала народу было не много, человек восемь, но потом люди сами стали предлагать помощь. Селяне с энтузиазмом взялись расчищать завалы в здании и убирать мусор.

- Добрые дела, они тихо должны делаться, не на показ, а для души. Ни разу никто из помощников не ударил себя в грудь и не похвастался, что участвует в восстановлении храма. Причём почти за год к нашему делу присоединились не только жители Луковниково, но и других деревень. Приезжали волонтёры из Ржева, приходили крепкие парни и пожилые люди. А ещё тронули меня до глубины души школьники, которые недавно начали издавать свою газету. Ребята продают её по 10 рублей, и народ охотно покупает. Так вот, первую выручку с продажи ребятишки пожертвовали на храм.

Хотя находились и те, кто отговаривал меня, мол, зачем тебе это на старости лет, неужели нечем заняться? Кто-то откровенно смеялся. Но так всегда: когда человек хочет бескорыстно сделать что-то хорошее, появляется много препятствий и болтливых языков. Просто не нужно поддаваться.

Наш герой признаётся, что самому, даже с помощью селян и соратников, сделать храм, каким он был век назад, невозможно. Слишком дорого это стоит. Сейчас в церкви ведутся подготовительные работы, сносятся ненужные перегородки, убираются камни. Очищено семь комнат и пять печей на первом этаже, шесть комнат и пять печей - на втором. Впереди ещё много дел, и самое важное - это проект, без которого не обходится реконструкция ни одного здания.

- Епархия помогает, а значит, храм точно будет. У меня в голове уже нарисована картина: белый, воздушный и непременно с высокими куполами. Для нас, луковниковцев и обитателей близлежащих деревушек, это станет настоящим подарком! Пока же службы идут в молельном доме через дорогу, в бывшей винной лавке.

Вокруг "бабла"

Очень переживает Валентин Розов не только за храм, но и за всю русскую деревню. И за современное общество сердце его болит. Он ещё помнит времена, когда народ был сплочённее и трудолюбивее. Сейчас, увы, картина мира складывается в уродливый пазл.

- Нам, рождённым в совершенно другой стране, тяжело принимать происходящее сегодня. Духовность уходит, особенно это заметно в крупных городах. В глубинке пока сохраняются моральные ценности, потому что люди там проще. А вот в мегаполисах - беда. Равнодушие, чёрствость стали обычным делом. Я ощущаю, как наступает нравственный тупик. А всё потому, что народ верит в могущество денег, в их всесильность. Конечно, без средств не прожить, но и тут нужна мера. Оглянитесь назад: ведь за него никто добровольно не отдавал свою жизнь. За Родину, за родных, за близких отдавали. Этому мы должны учиться - ценить семью и любимых людей, а не идти по головам ради наживы!

Очень печально смотреть мне на деревни, особенно отдалённые. Там никого не осталось, разве что старики, желающие встретить последние дни на своей земле. Той, что вчера кормила, а сегодня поросла бурьяном и никому не нужна.

Валентин Иванович уверен, что именно вера помогает людям сохранить доброту и человечность, и именно она должна сплотить всех. Чтобы быстрее собрать средства на восстановление святыни, Розов придумал интересную вещь: каждый человек может внести свою лепту, пожертвовав 250 рублей на именной кирпичик. Во время строительства подписанные кирпичи станут частью церкви, и, самое главное, за людей, чьи имена написаны на камнях, постоянно будут молиться в храме.

- Некоторые ездят за границу, чтобы удивиться чему-то. Но чудеса ведь рядом с нами! Даже то, что совершенно разные, незнакомые люди взялись возрождать церковь в глубинке - уже чудо. Именно на доброте нашего народа и держится страна, и его запас гораздо больше, чем нефти и газа. А главное - оно не продаётся!

Досье

Валентин Розов родился в 1940 году в Старицком районе. Окончил военное училище в Царском Селе и Военно-инженерную академию им. Можайского в Санкт-Петербурге. В 2009 году переехал в Луковниково и через два года взялся за восстановления храма Рождества Христова. Не женат, есть двое детей и шестеро внуков.

Смотрите также: