В селе Медное итальянец Пьетро Мацца создал необычную ферму
О небольшом селе Медное в Тверской области, раньше ничем не примечательном, теперь говорит вся страна. А прославил Верхневолжскую глубинку итальянец Пьетро МАЦЦА, десять лет назад переехавший сюда вместе с женой Жанной и дочкой Джессикой.
Семья выкупила разрушенный в перестроечное время местный пищевой комбинат и превратила эти руины в кусочек настоящей Италии. Иностранец построил ферму "La fattoria "Little Italy", что в переводе - маленькая Италия. Теперь сюда съезжаются туристы со всех уголков России, чтобы попробовать настоящий итальянский сыр, вино, насладиться национальной кухней и отдохнуть от городской суеты.
"Итальяно туристо"
Если спросить у местных жителей о главной достопримечательности их села, те без лишних разговоров кивнут на высокий бетонный забор фермы "La fattoria "Little Italy". За ним будто начинается другая реальность. Не то чтобы территория как-то разительно отличалась от привычного пейзажа, просто жизнь за этим забором бурлит совершенно иная. Работа кипит круглые сутки без остановки, частенько доносится итальянская речь, громкие разговоры да пересуды очередных гостей, приехавших в Медное за агротуризом. Пара приехала в Россию в конце девяностых годов. Планировали просто погостить, но остались навсегда, развернув собственный бизнес в виде фермы, сыроварни и конюшни. Рикотта, моццарелла, пармизанино, буррата, бутирро и ещё множество сыров можно попробовать в одном месте - у сеньора Пьетро Мацца.
Вообще история супругов Мацца больше похожа на кинофильм. Русская девушка переехала жить в Италию и там без памяти влюбилась в итальянского офицера полиции. Пьетро на тот момент было 40 лет, Жанне - 20. Но какое значение это могло иметь? Ведь возраст - далеко не главное в делах амурных - уверена пара.
- Мы сразу понравились друг другу. Пьетро покорил меня своей галантностью, обходительностью и, будете смеяться, кухней! Он великолепно готовит, очень вкусно. Уже много лет все коронные блюда в семье - его рук дело, - вспоминает Жанна.
На момент знакомства Жанна работала в Италии в ресторанном бизнесе, а её будущий муж был стражем закона, служил в полиции, хотя вся его семья на протяжении 400 лет варила традиционные итальянские сыры. Пьетро тоже мечтал заниматься семейным ремеслом, однако жаждал внести свои коррективы в процесс, из-за чего между родными возникло недопонимание. Из-за этого Мацца решил пуститься в самостоятельное плавание, но тогда для этого было только два пути: стать полицейским либо податься в мафию. Пьетро выбрал букву закона.
Влюблённые сыграли свадьбу, родилась дочь, всё складывалось замечательно, и никто даже не помышляла о переезде. Но вскоре чета решила устроить себе каникулы и отправиться в путешествие по миру. Супруги приобрели домик-фургон на колёсах, прицепили его к своему авто и отправились в путь. Одной из главных стран, где непременно планировали сделать остановку, стала Россия, в ней жили все родные и близкие Жанны.
- Помню глаза Пьетро, когда он впервые увидел нашу страну. Ему очень понравилась природа, леса, речки, воздух. И он никак не мог поверить, что у нас есть столько свободного места, на котором ничего не возделывают, ничего не растёт. Постоянно удивлялся и говорил: посмотри, тут абсолютно пусто! Но как такое может быть?
Бизнес с нуля
Прошло больше 10 лет, а он и сейчас не может привыкнуть к бескрайним просторам нашей страны, и каждый заросший бурьяном клочок земли продолжает приводить его в замешательство. Завидя запущенные угодья, Пьетро Мацца только качает головой и прикидывает, сколько пользы могли бы принести эти поля и как хорошо бы на них жилось десяткам итальянских семей.
- Мне кажется, что россияне не ценят свою родину так, как она того заслуживает, - признаётся Пьетро. - Вы можете выращивать всё что угодно. У вас огромные запасы полезных ископаемых, но главное богатство - земля. Россия - страна, где даже у самого нищего есть шанс жить достойно. Поверьте, я знаю, о чём говорю. Там, где родился я, очень сложно начать какой-либо бизнес, если это не родовое ремесло. Все ниши уже заняты, огромная конкуренция, мафия и прочие сложности. Тут же каждый может попробовать начать своё дело, ему никто не скажет - кто ты такой и зачем это делаешь. Проблемы, конечно, тоже есть, особенно с чиновниками, но их реально разрешить, если быть настойчивым.
Например, когда мы начинали строить свою ферму с сыроварней, то слышали много скептических слов в свой адрес. Никто не помогал даже морально, наоборот, пытались разочаровать. Было тяжело, обидно, и в то же время мы понимали, что нельзя бросать свою мечту только потому, что кто-то считает её бредом. "Может, это в вашей Италии всё получилось бы, а у нас не стоит даже пытаться, какой дурак поедет в деревню за сыром и на лошадей поглазеть?" - примерно это мы слышали, стоило только заикнуться о сыроварне, о сельском хозяйстве и агротуризме.
Но Пьетро и Жанна попы.тались. От знакомых узнали, что в Тверской области можно купить участок земли, вполне пригодный под сельскохозяйственные постройки и жильё. Правда, знакомые не предупредили, что место это почти в 200 км от Москвы. Ехали долго, но как только увидели участок, поняли - нашли то, что нужно. И размер угодий подходит, и старые, пусть и развалившиеся постройки есть. Когда-то тут находился бывший советский пищевой комбинат. Но его развалили, растащили, на память остались лишь руины и бедный забор.
- Приехали посмотреть, что это за место. Ни живой души вокруг, и забор высоченный. Полезли через него, надо же знать, что собираемся покупать. Смотрим - мужички какие-то с молотками, бухают об стены и разбирают кирпич,- смеётся Жанна.- Пустота, разруха, я от такой картины поникла, и мурашки побежали. А Пьетро, наоборот, взбо.дрился, улыбнулся. "Берём",- говорит. Так и стали владельцами, начали потихоньку отстраивать всё, а соседи, мимо проходя, недоверчиво на нас поглядывали, мол, приехали тут привычный уклад ломать. Косо смотрели на иноземных "завоевателей" и капиталистов, хотя на дворе уже стоял 1999 год.
Агротуризм - в моде
Когда в четыре руки на ферме уже не справлялись, Жанна с супругом стали нанимать сельских жителей в помощники. Только те работали спустя рукава, а получив первую зарплату, разом куда-то исчезли.
- Пьетро узнал, что напи.лись все. А процесс-то останавливать нельзя. Вообще муж был поражён, насколько наш народ напрягаться не любит и что средь бела дня может напиться. Если бы были трудолюбивее, жили бы намного лучше. Но, конечно, это каса.ется не всех.
Чтобы поднять хозяйство на ноги, накоплений, которые были у семьи, не хватало. Приходилось брать кредиты, искать новые пути заработка. Варить сыры и продавать их в рестораны и магазины оказалось делом убыточным. Поэтому на семейном совете решили - продаём исключительно на ферме, кто знает толк в натуральном продукте, тот приедет. Не прогадали. Народ начал приезжать в гости. Так со временем появился дегустационный зал, где туристам уже подавали не только сыр, но и блюда итальянской кухни, которые готовил лично Пьетро. Вдобавок завели мини-зоопарк: страуса, кабанчика, пони, лошадей. И вот уже молва о маленькой Италии распространилось по всей стране.
- Как только производство более-менее наладилось, нам стали вдруг "вставлять палки в колёса". Началась бумажная волокита, суды и прочие проблемы. Мы даже думали, что всё, отнимут у нас ферму. Тогда Пьетро очень переживал, мол, не помогают, так хоть не мешали бы. Но своё детище мы отстояли!
Сейчас "La fattoria "Little Italy" - популярное место, куда "сбегают" на выходные жители крупных городов. Большинство едут всей семьёй, ведь и взрослым, и детям есть чем заняться на ферме. Пьетро Мацца признаётся, что огромных доходов его бизнес не приносит, но в нём вся его жизнь, он не мыслит себя без этого дела. И уверен, что в стране, которую он так полюбил, агротуризм скоро станет самым излюбленным способом расслабиться.
- Я стал замечать, что русские, когда-то бросившие свои деревни и ставшие городскими жителями, начинают понимать ценность земли и натурального продукта. Это неминуемый процесс, человек рано или поздно захочет вернуться к истокам. И если не навсегда, то хотя бы на время. Большинство семейных ферм в Италии зарабатывают на горожанах, готовых платить за работу на ферме так же, как за отдых на курорте. И в России тоже заметна такая тенденция.
Смотрите также:
- Работа по призванию. 23-летняя директор школы – об образовании на селе →
- "Осколки" благополучия →
- Бонжур, село! →